Сотни тысяч потерянных рабочих мест, многомиллиардные убытки финансовых компаний, рецессия в глобальной экономике – именно такими были последствия кризиса субстандартного ипотечного кредитования в США, разразившегося в 2008 году. Миру понадобилось почти 10 лет, чтобы его преодолеть. Но зреет новая угроза – автокредитование. Как и в прошлый раз, в деле снова замешаны субстандартные займы. А зачинщиками кризиса снова станут Соединенные Штаты.
Производители авто толкают мир к кризису
Низкие процентные ставки, дешевое топливо, все более быстрые и «умные» технологии привели к рекордным продажам авто в кредит в США. Вместе с увеличением кредитования выросла просрочка по платежам, в особенности по субстандартным кредитам — одной из главных причин финансового кризиса 2008 года.
Общий долг американцев по автокредитованию достиг $1,16 трлн в конце 2016 года. Цифра внушительная. На эти деньги можно купить 43,4 млн авто одной из самых популярных моделей в США — пикап Ford F-150. Это примерно по одному на каждые 8 жителей страны. Другой способ оценить масштаб суммы — разделить ее на количество водителей, имеющих права. Получится по $6100 с каждого.
Рынок авто сильно отличается от недвижимости. Авто – более подвижный актив. Его легче переоформить или перепродать. Платежи по автокредитам значительно меньше, чем по ипотеке, а водители постоянно используют свои авто. Потому когда дело доходит до платы по счетам, автокредиты, как правило, считаются более приоритетными.
Хотя просрочка по автокредитам растет, она все еще значительно ниже, чем по кредитам на обучение или кредитным картам. В конце 2016 года было только 4% автокредитов с просрочкой более 90 дней. К примеру, просроченных кредитов на образование – 11%, по кредитным картам – 7%. Потому паниковать по поводу нового финансового кризиса не стоит, по крайней мере, пока.
Вот кому стоит опасаться, так это производителям авто. Большинство из них создали финансовые компании, которые готовы кредитовать даже самых рискованных покупателей. Их главная цель – увеличить продажи и, в отличие от банка, заработать как на кредите, так и на авто.
В последнее время производители сконцентрировали свое внимание на кроссоверах и грузовых авто, цена на которые выше, чем на седаны. Соответственно, больше и прибыль. Они снизили стандартны кредитования и увеличили срок погашения до 6-7 лет. Это привело к рекордному росту продаж – 17,55 млн авто за прошлый год.
Проблема заключается в том, что многие водители имеют не лучшую кредитную историю и подпадают под понятие «субстандартный заемщик». По состоянию на конец 2016 года производители авто и их финансовые «дочки» выдали 51% от всех кредитов на автомобили. Из них 18% — субстандартные кредиты – займы низкого качества с высоким риском и закладными.
По данным Федерального резервного банка Нью-Йорка, из-за ухудшения ситуации в субстандартном автокредитовании около 6 млн граждан просрочили платежи по авто на более 90 дней. Ситуация ухудшилась только с кредитами, выданными автопроизводителями – просроченные на 90 дней займы за 4 квартал прошлого года выросли на 1%. Банки и кредитные союзы, на которые приходится всего 6% субстандартных кредитов, наоборот, улучшили ситуацию.
Говоря другими словами, вскоре у дилера и покупателя может оказаться намного больше общего, чем они думали: в будущем каждому из них придется платить по счетам.
По материалам Bloomberg, Americanbanker, Federal Reserve Bank of New York
Комментарии