Минфин - Курсы валют Украины

Установить
9 июня 2016, 15:38 Читати українською

Никаких компромиссов

НБУ опубликовал первый отчет по финансовой стабильности. Что это значит и зачем он нужен, журналистам рассказывал топ-менеджмент регулятора — Валерия Гонтарева, ее заместитель Дмитрий Сологуб и глава департамента финансовой стабильности НБУ Виталий Ваврищук. «Минфин» выбрал главные тезисы из доклада Гонтаревой.

Новый отчет

Отчет о финансовой стабильности и инфляционный отчет  — два ключевых публичный документа любого центробанка. НБУ будет публиковать его раз в полгода, в нем будут описываться основные тенденции и риски, которые могли бы угрожать финансовой стабильности в стране. 

Что в Украине со стабильностью

Самый тяжелый период кризиса уже прошел. Но финансовая система по-прежнему сильно зависима от внешних рисков. Но они снижаются. В этом году мы ожидаем, что украинская экономика снова начнет расти. Инфляция замедляется. С начала года цены выросли на 5,2%. Международные резервы с начала прошлого года увеличились до 13,5 млрд долларов. Это стало возможным благодаря сотрудничеству с МВФ и стабилизации на валютном рынке. 

Ограничения

Мы постепенно либерализируем валютные ограничения. Начали активно ослаблять админмеры, введенные за два минувших года, этой весной, и двигаемся в этом направлении настолько быстро, насколько можем себе позволить в условиях текущей ситуации на внутренних и внешних рынках. 

Прирост депозитов

Доверие населения к банкам постепенно восстанавливается. Со второго квартала прошлого года прирост гривневых депозитов составил 31%. С декабря 2015-го объемы валютных вкладов увеличились на 3,5%. Мы ожидаем, что эта тенденция сохранится до конца этого года, а депозитная база банков вырастет за это время приблизительно на 10%.

Стресс-тесты

Мы достигли существенного прогресса  в стабилизации экономики. Мы провели самое масштабное в истории работы регулятора исследование 20 крупнейших украинских банков. Мы проверяли качество активов и провели стресс-тестирование на предмет способности банков противостоять внешним потрясениям. В результате 16 банков из 20 нуждаются в докапитализации. В этом году мы проводим обследование следующих 40 банков. После этого мы сможем детально оценить прочность 60 банков, на которые прихордится около 97% активов всего банковского сектора. На этом стресс-тестирования не закончатся. Мы планируем использовать этот метод регулярно. 

Задачи

На ближайшие несколько месяцев Нацбанк поставил перед собой ряд задач для повышения финансовой устойчивости украинских финансовых рынков. Во-первых, мы планируем изменить подход к оценке кредитных рисков, чтобы сделать невозможным накопление у банков проблем системного характера. До конца месяца мы согласуем соответствующее положение. 

Во-вторых, нам необходимо гармонизировать украинские подходы к надзору за банковским сектором с директивами Базельского комитета и Евросоюза. Это очень сложный и длительный процесс. Специалисты НБУ не должны в будущем выполнять работу риск-менеджеров банка. Их задача — определять правила игры и следить за их выполнением. Банки, которые не генерируют операционную прибыль должны незамедлительно принять меры по реструктуризации бизнеса и сокращению текущих затрат. 

В-третьих, нам необходимо проследить за выполнением банками программ докапитализации, разработанных на основании их диагностического обследования. Никакого компромисса здесь быть не может. Из 16 банков первой двадцатки, 5 выполнили трехлетнюю программу докапитализации досрочно. Но 2 банка были выведены с рынка из-за нежелания или неспособности их акционеров выполнить утвержденные планы. В виду этого нам нужно более строго подходить к вопросу кредитования банками связанных лиц. Финансирование бизнеса владельцев банков за счет депозитов населения недопустимо. Я считаю, что эта проблема через несколько лет останется в прошлом. 

Законы 

В очередной раз хочу озвучить наши пожелания по законодательным изменениям. Так, до сих пор актуальны вопросы по законам о добровольной финансовой реструктуризации, о валютной ипотеке, законы об усилении прав кредиторов. Все это поможет возобновить кредитование в стране.

Реформа госбанков

Еще один важный момент — начало реформы госбанков. Долгое время  они оставались неэффективными из-за слабого корпоративного управления, отсутствия внятных бизнес-моделей и кредитования предприятий из сферы бизнес-интересов политических деятелей. За последние 9 лет на их докапитализацию было потрачено 90 млрд гривен. Поэтому в среднесрочной перспективе мы планируем привлечь в госбанки стратегического инвестора. Они должны работать с единственной целью — это максимизация отдачи на привлеченный капитал. В этом плане мы полностью согласны с Министерством финансов. Реализацию этого плана нужно начать как можно быстрее. Но здесь также нужны определенные законодательные изменения, так что без поддержки Верховной Рады нам не обойтись. 

Новые принципы

НБУ начал разработку концепции макропруденциального регулирования. Монетарная политика и микропруденциальный надзор — как показывает опыт предыдущих лет, недостаточны, чтобы предотвратить накапливание системных рисков в системе. Макропруденциальная политика предусматривает оценку рисков на уровне как раз всей системы, а не по отдельным ее участникам. Публикация отчета о финансовой стабильности — это только первый шаг к переходу к этому принципу регулирования рынка. 

Комментарии - 10

+
0
krendel
krendel
10 июня 2016, 11:02
#
Если всё так хорошо — почему же вокруг нас всё так плохо?
+
0
Letos
Letos
10 июня 2016, 12:49
#
Тому що навколо них все добре:)
Ви помилково ототожнюєте себе з «ними».
+
+20
Cez
Cez
10 июня 2016, 15:11
#
Все совсем не хорошо, а пока еще плохо, но лучше, чем немногим ранее.
+
0
moniks
moniks
10 июня 2016, 15:10
#
В 1980-х годах президент Николае Чаушеску ввёл в Румынии политику жёсткой экономии. Последняя была введена для того, чтобы выплатить все внешние долги по кредитам, взятым государством в 1970-х годах. Начатая в 1981 году, политика жёсткой экономии привела к стагнации экономики в 1980-х годах, будучи «своеобразной шоковой терапией», приведшей к снижению конкурентоспособности румынской экономики и снижению объёмов экспорта.
Жёсткая экономия в итоге негативно сказалась на уровне жизни румын, увеличился дефицит[1]. Всё это привело в 1989 году к революции и потере власти РКП.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Политика_жёсткой_экономии_СРР_(1980-е)
+
0
Letos
Letos
10 июня 2016, 15:16
#
А в нас що, планують виплачувати зовнішні борги?
+
0
hlupachenko
hlupachenko
11 июня 2016, 9:23
#
Просто, сам то он не экономил, а его жонушка — и подавно. Да ещё перес * ался со всеми вокруг, включая СССР. Хотя, двигался, как бы, в правильном направлении — к экономической и политической независимости. Но, кому из сильных мира сего это понравиться?? Вот, эти силы и воспользовались ситуацией, организовав местную заварушку в нужный момент. Румыния была самым слабым звеном среди всех сателлитов СССР, с неё и начали в 89 г.
+
0
larnic
larnic
10 июня 2016, 17:53
#
Из 16 банков первой двадцатки, 5 выполнили трехлетнюю программу докапитализации досрочно. Интересно, какие это банки)
+
0
14043522
14043522
12 июня 2016, 14:04
#
ЗА Станіславським — не вірю! Особливо після Михайлівського — побачите, яка довіра буде до банківської системи! Брехня, злодійство, корупція замішані цинізмом, вседозволеністю, безпринципністю. За всі роки незалежності такого явища як Го ще не було
+
0
37261025
37261025
13 июня 2016, 14:37
#
Все так замечательно изложено на бумаге, что противно читать. Оглянитесь вокруг! Население, т.е. нас как грабили банки так и грабят!
С 17 чисел мая с «Фидобанком» воюем за исполнение платежных поручений в бюджет!!! и «ШИШ» нам. Отделение в котором обслуживается наше предприятие, отказалось выполнять платежные поручения еще 17 мая, сославшись что им не разрешают вышестоящие руководители, независимо что существует договор, обязательства прописаны в нем.
20.05 2016 вошла временная администрация и «ШИШВАМ» в дубле. Платежи в бюджет так и не отправляются
На прием записаться к руководителю временной администрации невозможно, запись только по телефону, на который дозвониться невозможно.
На месте в приемное время принимают людей только по списку(8 чел.), только по средам и только с 15.00 до 17.00!!! Если человек не пришел, все равно нельзя попасть к управляющему!!!!..
Только по звонку и только по знакомству заводят к руководителю посетителя. Так просто ликвидировать банк не вернув деньг
+
+5
moniks
moniks
15 июня 2016, 17:10
#
Если вы еще не понимаете, что скрывается за термином «чистка банковской системы» от НБУ — поясню.
Представьте себе, что вы — трехглавый дракон ЕБРР, МВФ-Всемирный банк.
В образе этого дракона вы представляете интересы европейского и американского бизнеса и правительств.
Представили?
А теперь посчитайте, сколько ваши европейские банки (в том числе, и с американскими акционерами) просрали в Украине с 2005 года?
Если считать выданные сюда кредиты вместе с драконовскими инвестициями, то около 150 миллиардов долларов! Которые или обесценились, или были разворованы.
Как их вернуть? Очень просто — зачистить финансовый рынок 40 миллионного государства под себя.
Именно для этого ЕБРР и МВФ-ВБ и указывают Нацбанку на необходимость «очистки» банковской системы, на которой «напилят» все.
Сами чиновники НБУ — через откаты с рефинансирования, ценно-бумажные схемы, институт кураторов и тп.
https://www.facebook.com/dubinskyi?fref=ts
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться