Минфин - Курсы валют Украины

Установить
4 апреля 2016, 8:39 Читати українською

Эффект Лазаря: как воскресить инвестиционную привлекательность банков

Докапитализация средних и малых банков, а также «реанимирование» банков из Фонда гарантирования вкладов физлиц помогут вернуть инвестиционную привлекательность банковскому сектору. Эксперты говорят, что интерес среди внешних и внутренних инвесторов к ведению банковского бизнеса в Украине есть.

Рынок ждет волна слияний
Рынок ждет волна слияний

Первые банки уже ступили на путь объединения с привлечением иностранных партнеров. Созданы позитивные практики выведения банков-банкротов из Фонда гарантирования вкладов физлиц: уже два финансовых учреждения – «Кристалбанк» и «РВС Банк» – переданы после расчистки баланса новым инвесторам и продолжат нормальное функционирование. Продажа банков из ФГВФЛ – также один из путей привлечения инвестиций в банковскую систему. Но сейчас инвестиционная привлекательность банков полностью зависит от последовательной и предсказуемой политики регуляторов —Национального банка Украины и Фонда гарантирования вкладов физлиц.

Инвестиционный спрос

«Я работаю с инвесторами из Венгрии, Израиля и других стран. Они видят, что сейчас рынок находится на дне, но перспективы у него огромные», — рассказал глава Института исследований регионального развития Николай Суганяка, который работает с инвестиционным пулом в банковском секторе на сумму свыше 100 млн долларов.

Уже сейчас на рынке есть первые сделки, которые свидетельствуют о возрождении инвестиционной привлекательности банковского сектора. Один из свежих прецедентов — привлечение внешних инвестиций в объединенный банк, который будет создан на базе Фидо Банка и Евробанка. Эта транзакция будет показательной не только для внешних инвесторов, но и для внутренних: Александр Адарич является акционером обоих финансовых учреждений, которые объединяются с привлечением иностранного инвестора, чтобы новый банк соответствовал требованиям к капиталу и продолжил свою деятельность. Это типичная ситуация и вскоре по этому пути пойдут многие банки, владельцы которых намерены остаться на рынке.

В нынешней ситуации потенциальные инвесторы внимательно наблюдают, как пройдут первые инвестиционные сделки. По оценкам аналитического центра «Финансовый Пульс» потенциальный объем инвестиций в банковский сектор, по самым скромным оценкам — как минимум около 50 млрд гривен, что при текущем курсе составляет около 2 млрд долларов.

Именно такие средства понадобятся банкам на пополнение капитала, в том числе до минимального значения 300 млн гривен к началу 2017 года и формирование резервов под проблемную задолженность. Свыше семидесяти банков сейчас стоят перед необходимостью пополнения капитала, чтобы соответствовать новым требованиям и остаться на рынке.

По информации, которая циркулирует в финансовых кругах, в ближайшее время об объединении заявят еще свыше десятка средних и небольших банков. Акционеры других пока заняли выжидательную позицию: для действующих владельцев украинских банков первые практики объединения станут показателем того, стоит ли вообще ввязываться в этот сложный, длительный и затратный процесс, готов ли Нацбанк поддержать объединение жизнеспособных банков, либо регулятор будет подходить к решению проблемы сугубо формально и продолжит практику массовых ликвидаций.

В таком случае действующие акционеры жизнеспособных банков вообще теряют мотивацию для инвестирования в собственный бизнес и лишь ускорят вывод денег, чтобы спасти свои инвестиции. Тот ли это путь развития банковской системы, который хотел бы видеть регулятор? Пока этот вопрос остается риторическим. Хотя сейчас между НБУ и банкирами наметился определенный компромисс.

Например, банкиры ожидают от НБУ если не поддержки, то хотя бы понятной практики объединения банков: «Банки обращаются в Нацбанк и говорят, что они хотят объединиться. В такой ситуации НБУ должен анализировать их комплексно. Это дает прозрачность сделки, понимание, что никаких сложностей в процессе не произойдет и это будет привлекать клиентов, так как Нацбанк будет гарантом, что с банком ничего плохого не произойдет», — поясняет Сергей Мамедов, директор Центра экономических исследований и прогнозирования «Финансовый пульс», который также оказывает банкирам консалтинговую поддержку в сделках по объединению.

Банки, которые встали на путь слияния, готовы проводить эту сделку под полным контролем регулятора: сейчас обсуждается возможность не просто стороннего наблюдения НБУ за процессом объединения. Банкиры готовы предоставить Нацбанку место в наблюдательном совете или других руководящих органах объединяющихся банков. Это поддерживают и в НБУ: «Мы готовы направить в банки, которые будут сливаться или объединяться, своих представителей. Они будут контролировать этот процесс», — пообещал Руслан Гриценко, и.о. директора департамента банковского регулирования и надзора НБУ.

Возвращение с «того света»

Становится вполне очевидным, что лучшим свидетельством восстановления инвестиционной привлекательности банковской системы станут именно позитивные практики на рынке. Другой канал привлечения инвестиций, о котором мы упоминали в начале статьи — возвращение на рынок тех банков, которые не пережили экономического шторма и попросту обанкротились, оказавшись на администрировании Фонда гарантирования вкладов физлиц. Но у таких банков остались вполне рабочие активы, которые балансируются пассивами. 

В то же время практика «воскрешения» банков из Фонда довольно скудная. Есть лишь прецедент создания и успешной продажи новому инвестору переходного «Кристалбанка», который был создан на базе активов и пассивов обанкротившегося «Терра Банка». Второй прецедент — создание Фондом гарантирования вкладов переходного «РВС Банка» на базе лопнувшего «Омега Банка» после «расчистки» его баланса. Недавно «РВС Банк» также утратил статус «переходный» и передан новому владельцу. Новый акционер в минувшем году принял решение об увеличении уставного капитала банка до суммы свыше 121 млн грн, недавно капитал банка был пополнен до желаемой отметки 300 млн. Сегодня «РВС Банк» благополучно продолжает свою деятельность, а претензии регуляторов к нему сняты.

Сегодня Фонд гарантирования вкладов стал намного более заметной институцией, чем был еще несколько лет тому назад. В ведение Фонда только за последнее время попали без малого семьдесят банков разного масштаба и в разном состоянии. Фактически, ФГВФЛ стал вторым регулятором банковского рынка. Он контролирует неплатежеспособные банки и их активы, а в перспективе планируется создать консолидированный офис, который сможет не только управлять активами ликвидированных банков, но и заниматься продажей инвесторам тех финансовых учреждений, которые после «расчистки» баланса можно вернуть к нормальной жизнедеятельности.

В то же время банкиры полагают, что создание переходных банков выгоднее, чем простая продажа их активов Фондом гарантирования. Ведь в управлении ФГВФЛ большая часть активов — кредиты, а не недвижимость или другие физические товарно-материальные ценности. А кредиты «сложные», часто отягощены самими же заемщиками, поэтому их реализация с аукциона проблематична и здесь более целесообразна работа непосредственно коллекшн-службы банка.

Продажа инвесторам обанкротившихся банков из Фонда гарантирования вкладов помогает восстановить нормальное функционирование банка, ведь новый владелец в течение 30 дней должен восстановить платежеспособность финансового учреждения. Но главное — с вкладчиками банка рассчитывается его новый владелец, а не государство, что снижает нагрузку по выплатам из ФГВФЛ, а деньги от продажи банка, вырученные Фондом, становятся его собственным финансовым ресурсом.

Первые успешные практики покупки инвесторами банков из Фонда позволяют прогнозировать, что такая «реанимация» может стать довольно распространенным явлением. А механизм создания переходных банков будет интересен потенциальным покупателям. Ведь зачастую банки, оказавшиеся в управлении ФГВФЛ, являются готовой бизнес-платформой для развития нового бизнеса. А при наличии инвесторов такие банки также могли бы объединяться с другими финансовыми учреждениями, принимать из Фонда другие ликвидные активы.

Как ранее заявляли представители Национального банка, период очистки банковской системе почти завершен. Теперь начнется время роста, консолидации средних и небольших банков, а также привлечение инвестиций.

Комментарии - 9

+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
4 апреля 2016, 18:43
#
Ничего сверхъестественного — украинские «инвесторы» готовы вложить средства в суммах не больше украденного из этих же банков…
+
+8
Bikeman
Bikeman
5 апреля 2016, 16:45
#
Дарагой, Вы путаете грешное с праведным :-)
Банки в ФГВФЛ на 60-70% — утиль. Остальное — вполне рабочие платформы, попавшие в Фонд по оч-ч-ч-чень разным причинам.
В этом утиле, как обычно, есть цветмет — постараюсь намекнуть такой вполне доступной аналогией :-) Вот цветмет — интересен инвесторам, да, его удельный вес в утиле мал, но он есть. Потому-то переработка отходов — это бизнес.
Работающие банки — пока еще бизнес. Он пережил несколько ударов трехлетнего кризиса, значит бизнес крепкий. И есть люди, которые готовы развивать этот крепкий бизнес. Не всё так мрачно, как кажется на первый взгляд :-)
Просто утилизация отходов и развитие «живого бизнеса» — это разный бизнес. Смотрите на вещи шире :-) а то свалили в одну кучу «55 рефинанса» и «50 инвестиций», сравнили ящики с апельсинам и с понтом выводы :-)
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
5 апреля 2016, 19:00
#
А чего там путать — деньги из проблемных банков выводились по различным схемам — и схемы и суммы известны.
Ну вывел народ бабло в офшоры а дальше что.
Купить бизнес в Европе и париться с рентабельностью 5-10% наши умники не желают.
Инвестировать в экономику РФ, даже те кто выехал в Ростов или Питер
не сильно горят, максимум в недвигу для проживания.
Остаётся вариант реинвестирования в украинскую экономику и её банковский сегмент, как один из высокодоходных бизнесов — ведь большая часть «инвестиций» однозначно из офшорных зон, т.е. ранее выведенные украинские активы.
В моём сообщении акцент делался на «инвестиции» в пределах наворованных ранее сумм, а не разбор банков на рабочие платформы и утиль.
+
+18
Andrey Trofimov
Andrey Trofimov
5 апреля 2016, 9:16
#
Автор не смог скрыть факт недоверия населения к нашей банковской системе. Лично я бы никогда не вкладывал бабло в украинские пирамиды с банковскими табличками Система с такими драконовскими ставками не нужна в качестве кидал вкладчикам, а также в качестве кредитора — бизнесу. Она тупо требует демонтажа.
+
+8
Bikeman
Bikeman
5 апреля 2016, 16:40
#
Андрей, а причем здесь население? О нём есть хоть слово?
Банк — бизнес, статья — о банковском бизнесе и инвестировании в него :-)
За скорость комментирования — 5, за внимательность и компетентность — твёрдый кол :-)
+
0
Andrey Trofimov
Andrey Trofimov
5 апреля 2016, 19:01
#
Можете ставить мне хоть кол со знаком минус, но если вы не увидели, что в статье есть намек на недоверие физлиц к украинскому банковскому сектору, то я разочарован. Я вам оценки ставить не буду, как и не буду плодить смайлики, а просто промолчу…
+
+5
Максим Петренко
Максим Петренко
6 апреля 2016, 21:17
#
Украинский банкинг дискредитирован до предела! И увы возродить доверия не смог бы даже Мессия! Да что там Мессия! Даже американский Мессия бы не смог!
+
0
ramarren
ramarren
19 апреля 2016, 13:22
#
Да будет каждому по вере его!
+
0
22top
22top
21 апреля 2016, 20:17
#
А мой вклад один ..., которого ФГВФЛ посадило в качестве временного управляющего, объявил никчемным, хотя сумма была меньше 200000гр.
Был суд, который вынес решение в мою пользу.Только все клали большой и длинный на решения суда.Вот так у нас обстоят дела с банками.А вы тут заманухи пишете.
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться