Национальный банк утверждает, что идентификация клиентов, которую банки должны провести до конца 2015 года, не предусматривает блокировку карт клиентов. Об этом говорится в сообщении НБУ в Facebook.
НБУ открестился от блокировки карт банками
«НБУ просит банки провести именно идентификацию клиентов и не требует блокировки карт физических лиц», — говорится в сообщении.
Регулятор отмечает, что в последнее время граждане стали получать письма от банков о необходимости прохождения идентификации. Банки просили в течение определенного времени обратиться с паспортом или другим документом, удостоверяющим личность, в отделение банка для дополнительного уточнения информации.
В НБУ напомнили, что еще осенью 2014 года был принят Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Регулятор требует от банков регулярной идентификации клиентов.
«Это международная практика — банки должны знать своих клиентов, как физических, так и юридических лиц. В первую очередь, это помогает в борьбе со схемными операциями и отмыванием средств», — пояснили в Нацбанке.
О том, что идентификация клиентов не предусматривает немедленную блокировку карт «Минфину» подтвердили в нескольких банках.
«Банки могут блокировать счета клиентов только если есть обоснованное подозрение в совершении мошеннических действий или других определяемых законодательством как противозаконные», — объяснили в ПриватБанке.
В банке «Хрещатик» также утверждают, что остановка остановка подозрительных операций не будет происходить безапелляционно, в одностороннем режиме. Для того, чтобы клиент подтвердил свою личность и обосновал назначение подозрительной операции, ему необходимо явиться в отделение в назначенное время.
В банке Unicredit объяснили, что процедура периодической идентификации выбранных клиентов- стандартная для всех банков.
«Клиенты банков делятся на три категории по уровню риска (высокий, средний и низкий), соответственно отличается и периодичность идентификации этих клиентов. Клиенты с высоким уровнем риска (лица, осуществляющие большой объём рисковых операций, напр. много переводов за рубеж), согласно требованиям регулятора, должны идентифицироваться не реже, чем раз в год. Проверка клиента представляет собой, по сути, полную повторную идентификацию: сверку данных паспорта, ИНН, фотографии, обновление данных о доходах и имуществе. Естественно, многим не нравится, что в данном случае не банк идёт к клиенту, а заставляет последнего явиться в банк без видимой выгоды для клиента – но нужно понимать, что это вопрос не выгоды, а взаимопрозрачных отношений. Увы, удалённо пройти эту процедуру нельзя: мы обязаны встретиться с клиентом для полной его идентификации», — рассказали «Минфину» в UniCredit банке.
Комментарии - 15
Идентификация — это улица с двусторонним движением.
Мне не понятны многие заморочки украинских банков, когда их требования в десятки раз превышают объёмы информации, которые банк предоставляет о себе и своих сотрудниках.
Например:
— почему у многих сотрудников банка, которые общаются с клиентами, отсутствуют бейджи с должностью, именем и фамилией сотрудника.
— почему на рабочих местах нет копий доверенностей на сотрудников, что и в каком объёме им конкретно доверил банк, а если и есть, то вам их никто не покажет.
есть и более глобальные вопросы по идентификации:
— зачем банку знать информацию об имущественном положении клиента, его месте работы, должности и зарплате, если он принёс деньги на депозит в сумме, не превышающей размер, подпадающий по контроль финмониторинга.
— в чём смысл в повторном ознакомлении со справкой о коде ИНН — ведь он присваивается один раз и на всю жизнь.
Например, почему до сих пор в большинстве операционных дней банков в карточке клиента отсутствует поле для фотографии клиента как при первичной идентификации, так и при повторных обращениях за предоставлением тех или иных услуг.
И очень желательно, чтобы в дискуссии приняли участие реально работающие в укрбанках специалисты, а не российские тролли с цифровой нумерацией своих нинеймов.
Компания Mastercard объявила о запуске сервиса, который даст возможность покупателю оплатить покупку с помощью селфи и отпечатков пальцев.
Компания планирует запустить сервис в США, Канаде и части Европы начиная с лета 2016 года.
Mastercard в течение полгода проводила эксперимент в Голландии, в котором принимали участие 750 человек. Каждый из них мог совершить покупку, используя биометрические данные, а не обычный пин-код или пароль.
А у нас до сих пор фотографию клиента не могут или не хотят «прикрутить» в ОДБ подавляющее большинство банков.
Банковские сотрудники предъявляют претензии, что подпись клиента на договоре с банком не соответствует её начертанию в паспорте клиента.
Хотя в тоже самое время, подпись сотрудника от имени банка вообще ни в какие ворота не лезет и конечно не соответствует ни паспорту ни карточке с образцами подписей. Но свои подписи на документах банковские сотрудники не желают приводить в соответствие с едиными требованиями по аутентичности подписи.
Исходя из моего небогатого опыта общения с различными бюрократическими структурами идёт реальная борьба за выживание бюрократии в условиях электронного документооборота.
Если кто-то ещё помнит, как 15 лет назад сдавали бумажные отчёты в налоговую или ежедневно носили бумажные платёжные документы в обслуживающий банк — тот меня должен понять.
«все это выглядит как диверсия против финансовой системы страны.»
Больше напоминает борьбу старого, отжившего свой моральный и физических срок с новым, а требования полного соответствия подписей, это чуть ли не последнее, что они ещё могут требовать.
Если предприятие или физлицо, как клиент банка, все платежи проводит дистанционно, без посещения банка, то что остаётся делать сотрудникам, привыкшим к ежедневному вниманию клиентов и мелким подачкам — напоминать о себе таким экстравагантным способом, ведь против цифровой подписи не попрёшь, а тут клиента можно поставить в позу просителя хотя бы на время.
Аналогичная фигня и при оформлении сертификатов цифровой подписи для сдачи отчётности в электронном виде. Пять лет назад требования были более просты и разумны.
Раньше комплект документов мог принести любой сотрудник, затем только главбух и директор, сейчас только директор либо доверенное лицо.
Я пять раз переделывал те или иные документы из комплекта из-за подписи!
А если банк будет вести себя адекватно, то на общем фоне либо отчётность будет хреновая, либо придётся «рисовать» её левую, а тогда кто-нибудь рано или поздно «стукнет».
Каким образом некоторые банки-мойки умудряются продавать валюту оптовикам черного рынка не засвечивая реальных покупателей — используют свою клиентскую базу копий паспортов, возможно и поэтому в некоторых банках доходит до истерики, когда на копии паспорта кроме подписи и расшифровки ФИО ставиться, например, дата — казалось бы какая мелочь, но я лично сталкивался с бредом банковских сотрудников о недействительности такой копии.
И это всего-лишь для получения ЭЦП для СДАЧИ отчётности.
А вот открыть счёт в банке на поддельный или украденный паспорт даже без инсайда — нет проблем. Оказывается, пока клиент не берёт кредит, его паспорт не пробивают по базе утерянных, украденных, недействительных паспортов.
С клиентским кодом ИНН в большинстве банков тоже не всё в порядке.
Вместо того, чтобы в карточке клиента предусмотреть фото человека, озвучившего тот или иной номер ИНН, банкиры хранят только цифровой номер и бумажную ксерокопию и очень возмущаются, когда им предъявляешь тоже ксерокопию — ведь клиент может потерять старую справку и получить её дубликат, на котором будет другая дата выдачи и другое название выдавшего органа, но ведь кроме собственно кода ИНН банкиры в своих базах больше ничего не хранят из реквизитов этих справок и по формальным признакам они даже не знают оригинал это или 101 дубликат.
Пускай 9/10 прочтут и откажутся, а один подпишет не глядя получив в придачу кучу ненужных платных услуг или невыгодных для себя условий.
ставить подписи возле галочек, но и читать.