И какими цифрами манипулирует Министерство финансов Украины
Долги Украины: берем или отдаем?
На этой неделе должна была состояться встреча представителей Министерства финансов Украины и Комитета кредиторов, которые должны достичь понимания в вопросах возврата долговых обязательств Украины по новым условиям, которые могут быть приемлемыми для Украины.
Однако встреча так и не состоялась, кредиторы якобы попросили больше времени, чтобы подготовить новое предложение для Украины. «Министерство финансов Украины, действуя с конструктивными намерениями и прозрачно, согласилось по просьбе Специального комитета кредиторов Украины перенести встречу, запланированную на четверг текущей недели, на понедельник или вторник на следующей неделе, с целью дать Комитету больше времени на подготовку обновленного и улучшенного предложения по реструктуризации долга», – сказано в сообщении Минфина.
Впрочем, это, как и раньше, напоминает «затягивание» времени. Чем ближе к выплате декабрьских 3 млрд долларов по евробондам, выкупленным Российской федерацией, тем сговорчивее будет Украина.
«Целью Министерства финансов всегда было достижение договоренности с его кредиторами, которая позволяла бы достичь целей реструктуризации, установленных в программе сотрудничества Украины с МВФ. Украина уже достигла таких договоренностей с держателям долговых обязательств государственных банков», – также сказано в сообщении Минфина.
Напомним, что целями реструктуризации являются: экономия 15,3 млрд долларов на внешних платежах, обеспечение к 2020 году соотношения государственный долг/ВВП на уровне не выше, чем 71% от ВВП, и поддержание общих потребностей в финансировании бюджета по долговым операциям в среднем на уровне 10% от ВВП (максимум 12% от ВВП в год) в 2019-2025 годах.
Если для первой цели подходит просто пролонгация, то для достижения остальных, как вариант, необходимо списание основной части суммы долга. И если сначала Минфин рассчитывал на 40% от основной суммы долга (около 8 млрд долларов), то сейчас в ведомстве готовы согласится на 20%. Чего достигнуть тоже будет непросто. Более того, Украина провела показательно слабые переговоры с держателями облигаций украинских банков, в результате чего получила новые – более дорогостоящие займы.
В то же время, даже при списании 40% от номинала, проблема украинского долга осталась бы очень существенной. При этом усугубилась она именно в 2014 году. Причин тому несколько: тут есть как «наработки» правительства Николая Азарова, так и правительства «Камикадзе». Но в Минфине почему-то продолжают отрицать вину правительства Арсения Яценюка в формировании беспрецедентного для Украины долгового бремени, случайно либо же намеренно искажая информацию о реальном положении дел с государственным долгом Украины.
«Основной объем был увеличен с 2010 по 2013 год. Если в 2009 году госдолг Украины составлял 39 млрд долларов, то к концу 2013 года, то есть в конце президентства Виктора Януковича, это было уже 73 млрд долларов. Итого мы одолжили 34 млрд долларов за 4 года – при том, что в этот период состояние экономики было стабильным, и можно было обойтись без наращивания долгов.
В то же время сейчас, на 31 мая 2015 года, государственный долг Украины составлял около 67 млрд долларов. То есть за последние полтора года, при катастрофическом состоянии экономики и в условиях войны, мы выплатили по долгам и уменьшили их объем на 5,5 млрд долларов», – недавно рассказал в интервью газете «Сегодня» уполномоченный правительства по вопросам госдолга Виталий Лисовенко.
На журналистский запрос Минфин предоставил данные по госдолгу, где взятые правительством долги сведены в одну валюту – доллар США. В этой таблице действительно к концу мая долги Украины составляли 67,6 млрд долларов, в то время как в конце 2013 года – 73,1 млрд.
Однако внутренний долг здесь посчитан по официальному курсу гривны на ту же дату. То есть если внутренний долг по итогам 2013 года пересчитать по курсу 22 гривны за доллар, как это показано на конец мая, то он будет составлять всего около 10,5 млрд долларов, следовательно долг был бы равен примерно 38 млрд долларов.
Так, если правительство Яценюка продолжит руководствоваться той же логикой, то условно можно опустить гривну до 40 за доллар, и тогда 484 млрд гривен внутреннего долга в ОВГЗ превратятся в 10,2 млрд долларов, таким образом Минфин по своей методике «выплатит» еще 13 млрд долларов.
Как видно из следующей таблицы, долги Украины в 2014 году выросли как в валюте, так и в гривне. При этом в гривне они выросли на 200 млрд гривен, что является беспрецедентным случаем и повлекло за собой существенную девальвацию национальной валюты, с помощью который Минфин и оправдывает свою долговую политику. Сейчас это существенно помогает наполнять бюджет за счет роста налоговых поступлений от внешнеэкономических операций из-за курсовых разниц.
Также недавно Минфин опубликовал инфографику, где показал займы и погашения в 2015 году. Опять же намеренно или нет, информация искажена. Минфин показал 4,7 млрд гривен займов от различных МФО, в то же время сюда не вошли 2,5 млрд долларов из первого транша МВФ, которые осели в ЗВР Украины.
Естественно, у Минфина может быть аргумент, что ЗВР и бюджет не связаны, однако это не совсем так. До последнего НАК «Нафтогаз» получал деньги из ЗВР взамен на облигации внутреннего займа, выпущенные Минфином, которые обслуживаются из бюджета страны.
Более того, в погашения Минфин решил вписать внутренние облигации, номинированные в валюте. В то же время на самом деле Минфин их не погашает. В 2015 году по ним идет постоянный ролл-овер, т.е. Минфин выпускает новые облигации взамен старых, однако выпуска новых он почему-то не показывает.
При этом кроме госбанков эти облигации практически никто купить не может. Несмотря на присутствующий ныне на рынке спрос на подобные инструменты, большинство желающих оказались отсеяны постановлением НБУ №160, которым введен запрет банкам покупать валюту в размере более чем 0,1% от регулятивного капитала.
Поскольку первичные дилеры за эти ОВГЗ платят Минфину валюту, а на вторичном рынке они могут продавать их только за гривну, то первичные дилеры попросту отказывают желающим в приобретении данных бумаг – ведь получить обратно валюту они в данный момент не могут.
Однако обо всех этих нюансах Минфин умалчивает. Стоит отметить также, что такая долговая политика правительства велась совместно с Международным валютным фондом, с которым сейчас связаны основные надежды Украины.
Исправив ряд своих экономических дисбалансов, Украина взамен получила ряд новых. Один из них – проблема государственного долга, и если в стране ничего не изменится в плане борьбы с коррупцией, даже после выполнения программы EFF Украина может стать на те же «рельсы» ресурсной экономики, но с еще большим долгом и потерянным временем.
Александр Моисеенко
Комментарии - 9
Чистый внешний госдолг $млрд Внутренний госдолг млрд. гривен
01/01/2011 0,18 155,5
01/01/2014 17,1 284
01/06/2015 33,3 508
Таким образом темп нарастания долгов сейчас в 2 раза выше, чем при прошлом правительстве.
Очередной вброс для недалеких. Наверняка вам за посты платит оппозиционный блок.
Война войной, а пенсионеры и бюджетники хотят кушать всегда. За счет чего их кормить когда денег нет — за счет кредитов. Исходя из вашей логики — дабы не набирать кредитов пора устроить голодомор пенсионеров и бюджетников. Вымрет 70% — ЗАЖИВЕМ КРАСИВО!
1. Платим. Если мы с кредиторами не договоримся до этой выплаты — нас поставят в тупик и скажут что раз вы платите стране агрессору то платите и нам. В таком случае реструктуризируем не больше 5-7%. Ну и сама выплата вызовет резонанс в обществе.
2. Не платим. Большая часть мирового сообщества нас поймет и погладит по голове. Но вот у России есть масса рычагов которыми они могут ударить по Украине. Это и поставки угля, газа, электричества. Наложение санкций на Украинскую продукцию, конфискация имущества и так далее. Однако у Украины есть жесткие контраргументы: Крым, Донбас. Кто заплатит за аннексию и войну?
Запасаемся попкорном господа.