Когда мы обратились к экспертам в e-commerce с просьбой рассказать, что творится на рынке в связи с нестабильным курсом валют, один из них был предельно краток: «Дурдом».
Как интернет-магазины уанета переживают скачки валютного курса
Такую оценку можно понять: на пике «скачков» курса некоторые поставщики пересчитывали стоимость товара, исходя из курса 40-42 грн/$, хотя совсем недавно он был втрое ниже. Магазины не успевают менять цены на своих сайтах — ситуация меняется ежедневно.
Ситуацию для торговцев техникой не улучшает и введенная недавно пошлина на импорт (5-10%).
Мы спросили у онлайн-магазинов о том, насколько выросли цены, как менялась покупательская способность, есть ли товар на складах и чего ждет e-commerce от курса в этом году.
Как цены реагировали на рост курса
В связи с ростом курса весь товар ожидаемо дорожал. C начала года курс болтался в промежутке между 20 и 40 грн, причем до пикового значения он взлетел с 30 грн буквально за пару дней. Цены чутко реагировали на такие взлеты. К примеру, iPhone 6 в самой простой комплектации, до скачка курса стоивший около 16 000 грн, на пике стоил 26 000 грн (сейчас цена снова откатилась немного назад).
По данным одного из крупных онлайн-магазинов, с 12 февраля (когда курс был 19 грн/$) до 25 февраля (когда курс вырос до 40-42 грн/$), цены выросли пропорционально — вдвое. А к 4 марта вернулись к соответствую курсу в 26 грн/$.
Директор Repka.ua Дмитрий Латанский объясняет, что на рынке есть две группы товаров: в первой цены напрямую зависят от курса доллара, во второй — зависят нелинейно.
К первой относится большинство товаров из категории «электроника», ко второй — товары с большей наценкой (игрушки, электроинструменты). Так что, когда курс рос очень стремительно, цены на первую группу товаров росли в прямой зависимости от него — в среднем, на пике цены выросли на 30%.
А на вторую группу — или не менялись, или менялись скачкообразно (всё равно приближаясь к курсу доллара).
«В нашем ассортимент почти 100% импортного товара, поэтому так или иначе все цены меняются в сторону увеличения», — отмечает Латанский.
Как отмечает глава Stylus.com.ua Андрей Карпюк, на те товары, которые отгружаются в гривне (когда представительство частично берет курсовые риски на себя, к примеру, Samsung, Lenovo) поставщики подняли цены с опозданием, и сейчас на падении курса «выпали из рынка». В торговых сетях переоценки товара делали раз в неделю, поэтому, когда курс превысил 30 грн/$, покупатели пошли в сети, но сейчас возвращаются в онлайн.
Как покупатели «сливали» гривну
Когда курс перевалил за 25 грн/$ и уверенно шел к 35-ти, покупатели понесли гривну в магазины, в том числе — в онлайн. Когда перевалил за 35 грн/$, покупатели пошли сметать с полок супермаркетов продукты питания. На падении с 40 грн до 35 грн продаж практически не было, покупатели ждали, что будет дальше, рассказывает Карпюк. Когда курс стабилизировался, выровнялись и продажи. По данным Fotos.ua, ажиотажный спрос был во время роста курса, но только на товары, для которых гривневая цена осталась неизменной.
Эффект «сливания» гривны подтверждает и Латанский. Впрочем, по его словам, такая ситуация складывается каждый раз, когда курс начинает резко расти.
Для интернет-бизнеса такое «сливание» означало, в том числе, то, что часть покупателей после отката курса понесет товар, купленный пару дней назад, на возврат.
«К сожалению, мы торгуем не сахаром. Отказать в возврате не можем — поэтому просто считаем затраты на обработку большого количества невостребованных заказов и возвратов в связи с новой ценой», — рассказывает Латанский.
Как отметил основатель iLand Юрий Власюк (около 15-20% продаж приходится на онлайн), при росте курса покупатели почти перестали брать аксессуары.
«Заплатить 1000 грн за хороший чехол для iPhone 6 — пока что психологический барьер», — говорит он.
Как реагировали на смену курса поставщики
Латанский объясняет, что в ситуации с поставщиками также многое зависело от категории товара: поставщики электроники традиционно пересчитывают цены по новым курсам ежедневно (иногда по несколько раз в день), поставщики с других рынков (инструменты, игрушки, спорттовары) более инертные, меняют цены раз в несколько недель или месяцев.
«Как правило, такой поставщик останавливает отгрузки на несколько дней и сидит считает новые цены», – объясняет глава Repka.ua.
В свою очередь глава Fotos.ua Дмитрий Покотило, комментируя ситуацию с поставками, отметил, что «никто ничего не завозит, у всех в голове полная каша».
Очень вероятно, что в ближайшее время как ассортимент товаров, так и спрос может сократиться в несколько раз.
Правда, товары, которые есть на складах представительств (например, Panasonic и Philips), по его словам, почти не подорожали. В то же время, многие поставщики на пике курсовой паники прошлой недели повышали курс до 42.
Курс у поставщиков сильно отличался — кто-то завышал «на опережение», кто-то оптимистически «опаздывал» с курсом на прошлой неделе, вспоминает Карпюк. Многие пересчитывали в среднем по курсу 35 грн/$, но не все вернулись к 25 грн, когда курс откатился.
«Всем понятно, что в текущей ситуации много импортировать никто не станет. Уже сейчас чувствуется нехватка товара», — отмечает глава Stylus.
Чего ожидает рынок
Прогнозы по курсу сейчас делать никто не берется. Но все надеются на какой угодно, но стабильный курс.
«Очень хотелось бы верить прогнозам в 22 грн/$ и так до конца года. Будем считать, что на прошлой неделе все прошли шоковую терапию и сейчас курс в 20 грн/$ кажется волшебным», — говорит Андрей Карпюк.
По мнению Латанского, сегодняшний кризис, как и кризис 2008 года, станет в какой-то мере переломным моментом для рынка.
В 2008 году бытовые сети перешли со своими поставщиками на фиксированные гривневые цены. В 2015 году это же может случиться для работы по схеме «интернет-магазины — поставщики».
Прецеденты, по словам Латанского, уже есть: часть поставщиков зафиксировала цены в гривнах, а часть интернет-магазинов перестали покупать товар у поставщиков, которые не предоставляют такой фиксации.
Ольга Карпенко
Комментарии - 5
Дабавлю: куплено в 1 магазине