Советник юридической фирмы «єПраво», юрист-международник Виталий Власюк:
Разбитый товар в магазине, с точки зрения юриста, имеет довольно простые правовые последствие: разбил — плати. Главное при этом, не стать жертвой возможных злоупотреблений. Однако, обо всем по порядку.
Нужно ли платить в магазине за разбитый товар
Исходя из общей теории частно-правовых отношений, возмещение ущерба ложится на лицо, по вине которого он был нанесен. При этом важно наличие так называемой причинно-следственной связи. Стоит неловко повернуться, забыв о сумке на плече, — и бутылка, а то и две, уже на полу. В этом случае совершенно неважно, хотели вы нанести вред или сделали это случайно, — элемент вины может быть и непрямым, неумышленным.
Итак, бутылка на полу, значит, вам надо просто компенсировать ее стоимость. Как правило, это происходит в общем порядке на кассе магазина.
Дело усложняется в двух случаях: вы не чувствуете себя виноватым или же ваше виденье нанесенного ущерба существенно отличается от виденья администрации.
Касательно первого, вас могли толкнуть или товар мог быть плохо закреплен. Оба эти случая объединяет отсутствие или неполнота причинно-следственной связи. Кроме того, иногда таким образом покупателей пытаются «развести».
Несколько общих советов, что делать и чего не делать: сохранять спокойствие, не соглашаться ни устно, ни тем более письменно с очевидно лживыми позициями администрации, привлекать свидетелей, пресекать любые чрез меру активные действия охранников. Требуйте составить акт о происшедшем, где смело и как можно подробнее излагайте Ваш взгляд на происшествие. Не забудьте сделать себе копию. В крайнем случае, вызывайте милицию. Помните, что зачастую в магазинах установлены камеры наблюдения, однако записанные на них данные не всегда объективны, сделайте фото- и видеофиксацию самостоятельно (кстати, лучше сразу кому-нибудь отправить снимки).
Также помните, что вы — потребитель, посему требуйте лояльного к себе отношения.
Комментарии - 8
«Стоит неловко повернуться, забыв о сумке на плече, — и бутылка, а то и две, уже на полу» — вина 100% на магазине. Обсуждено уже многомного раз
За разбитый товар несете ответственность продавец в полной мере.
если я потеряю сознание в винном отделе и повалю целый стеллаж на сотни тыяч грн — виноват не я, а продавец, который сэкономил и не предусмотрел хороших стеллажей.
кроме того, в цивилизованных магазинах весь товар застрахован