Не успели купонные сервисы появиться в мире и набрать популярность, как об их закате уже начали вовсю трубить. Что послужило основанием этому? Ну, к примеру, американский сервис Groupon за четыре с половиной года официально так и не получал прибыли. Портал «Минфин» решил выяснить, как обстоят дела у купонных сервисов в Украине. В нашей стране они прочно обосновались с 2010 года. Времени для определения своих перспектив было более, чем предостаточно.
Купонные сервисы в Украине: закат или пик популярности?
Эволюция купонных сервисов
Суть сайтов-купонных сервисов заключается в том, что посетителям предлагают приобрести услуги или товары с существенной скидкой (она может достигнуть 95%). Чтобы воспользоваться скидкой, необходимо купить купон. Обычно, любая акция длиться все лишь пару дней, а иногда ограничена несколькими часами.
Первым сайтом, который предоставляет скидки в Украине, стал SuperDeal. Потом сервисы с купонами стали появляться с космической скоростью: Групон, Купикупон, Biglion, Skidochnik и другие. На сегодняшний день, по словам экспертов, в Украине действует более 40 купонных сервисов.
Изначально, во время развития купонных сервисов, скидка срабатывала только, если собиралось определенное минимальное участников. То есть, покупая купон, пользователь до последнего не знал, что предложением со скидкой все-таки будет возможность воспользоваться — она активировалась исключительно, если продавалось определенное количество купонов.
«Данная модель базировалась на «сарафанном радио» и подразумевалось, что пользователи, которые купили купон, будут предлагать купить его своим друзьям и знакомым, так как они были заинтересованы в том, чтобы акция состоялась», — рассказывает «Минфину» операционный директор Groupon в Украине Михаил Дейнега.
В том случае, если нужного количества желающих не набиралось, акция отменялась, а деньги возвращали покупателю на его счет в личном кабинете. Множество скидочных сайтов от такой модели работы отказались. Клиенты порталов не хотели покупать «кота в мешке».По словам Михаила Дейнеги, со временем модель работы сервиса изменилась и теперь акция действует в любом случае, не зависимо от того, сколько людей в ней примут участие.
Подспорье бизнесу
Компаниям выгодно сотрудничать с купонными порталами, поскольку они предоставляют своим партнерам новых клиентов, большая часть, которой в результате продолжает приобретать их товары и пользоваться услугами даже без каких-либо скидок. Конечно же, это происходит в том случае, если сервис пришелся по вкусу клиенту. По разным оценкам, посетить вновь ресторан или кафе возникает желание у 10% — 30% посетителей, которые пришли по купону. Скидочные сервисы в общем можно назвать своего рода рекламной площадкой, разместившись на которой, бизнес привлекает больше клиентов.
«В первую очередь, проведение акций со скидками стоит рассматривать как маркетинговый инструмент привлечения новых клиентов. Он особенно хорошо подходит заведениям, которые недавно открылись и хотят, чтобы о них узнало как можно больше людей», — объясняет руководитель проекта skidochnik.com.ua. Василий Степанюк.
Пока информация о продукте и скидках на него находится на купонном сервисе, название салона красота, ресторана или гостиницы видят сотни тысяч посетителей, в их числе и те, кто пока не планирует туда идти. Также, большинству пользователей, зарегистрированных на купонных порталах приходит ежедневная рассылка с «горящими» акциями.
Среди пользователей существует мнение, что большинство акций — это стремление сбыть невостребованные услуги и товары или же товары, изначально имеющие высокую накрутку. Так это на самом деле или нет, вопрос достаточно спорный. Но в том, что в покупках по скидочным купонам всегда есть риск получить некачественную услугу или товар, сомневаться, увы, не приходится. Поэтому представители купонных сайтов советуют компаниям не относиться к клиентам, пришедшим с купонами, как к клиентам «второго сорта».«Поскольку целью запуска подобных активностей является привлечение новых посетителей, заведение, работающее по купонам, именно качеством предоставленных при первом посещении услуг «привязывает» к себе пользователей», — уверена Виктория Москаленко.
Нынешние расклады
Сегодня получить заветный купон на скидку можно двумя способами. Первый вариант — пользователь покупает на сайте купон (за символическую цену), который дает возможность воспользоваться какой-нибудь скидкой. То есть, основную сумму за услугу или товар потребитель оплачивает при получении уже на месте. Второй — пользователь сразу же оплачивает купонному сервису полную стоимость услуги или товара и покупает сертификат. В таком случае уже на месте ничего доплачивать не нужно, достаточно просто предъявить сертификат и получить заветную покупку. Этот вариант самый привлекательный для купонных сайтов, потому что приносит наибольший доход и «заманивает» платежеспособных клиентов.
«У нас есть две схемы работы. Первый тип: купон на скидку с фиксированной стоимостью, например, купон за 10 долларов., который дает вам право поужинать в кафе со скидкой 50% на всё меню заведения. Эти 10 долларов. получает Биглион, а скидку 50% предоставляет кафе. Второй тип: купон с фиксированной стоимостью услуги или товара. Наш партнер предоставляет скидку на услугу или товар, а мы получаем комиссию за реализацию такого предложения,» — рассказывает глава и сооснователь купонной компании Biglion Олег Савцов.
Большинство предложений на купонных порталах относятся к сфере услуг: красота и здоровье, развлечения, образование, отдых и путешествия, обслуживание. Предложений купить товары чуть меньше, но и тут ассортимент довольно таки широк — гаджеты, мебель, техника, одежда, игрушки.
По словам директора SuperDeal.ua Катерины Микулы если судить по количеству купонов, то больше всего продано купонов в категории «Еда и развлечения». Но надо учитывать, что стоимость купонов в этой категории зачастую очень низкая10-15 грн. Второй по популярности категорией является «Красота и здоровье».
Задел на будущее
Как рассказал Василий Степанюк, количество активных пользователей купонами в Украине оценивается в 3 миллиона человек. Это около 25% среди всех пользователей интернета в нашей стране.
При этом более 60% пользователей купонных сервисов — женщины. На это продавцы и рассчитывают — будучи более эмоциональной, женская аудитория не часто задумывается над тем, чтобы проверить акционное предложение.
«Основная аудитория — это интерактивное платежеспособное население, которое открыто к новому, но при этом достаточно избирательно по части сервиса. Больше всего на нашем сайте клиентов от 25 до 34 лет», — уточняет Катерина Микула.
Участники рынка уверены, что их бизнесу есть куда расти. Тем более, есть ряд категорий акций, которые еще не запускались в Украине, но успешно проводились в других странах. Например, полет на вертолете или в аэротрубе.
Ольга Левкович
Комментарии - 1