В конце июня парламент Евросоюза принял бюджет до 2020 года. Главы государств ЕС утвердили его в размере 960 млрд евро еще в начале года, но долгие споры среди депутатов об итоговом размере и основных статьях расходов серьезно затянули его принятие в парламенте, пишет Инвестгазета.
Бюджет инерции. Как сокращение бюджета скажется на будущем ЕС
Главные статьи, на которые Брюссель в ближайшие восемь лет будет тратить деньги, кроме поддержки проблемных стран, — это агропромышленный сектор и инфраструктура. По мнению главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, поддержка именно этих сфер поможет вывести страны ЕС на новый уровень экономического развития.
Но главным (несмотря на ритуальные фразы о господдержке) в этом документе, по мнению практически всех аналитиков, стало продолжение курса экономии. По сравнению с предыдущим долгосрочным бюджетом (на 2008-2013 годы) нынешний «похудел» почти на 4%. Но в абсолютном выражении это означает 36 млрд. евро, или минус 4,5 млрд. евро ежегодно до 2020-го. Таким образом, Евросоюз закрепил курс на экономию еще на восемь лет.
Пока не понятно, принесет ли эта мера нужные результаты и поможет ли запустить экономику стран-членов ЕС, а главное — сохранить его целостность. Уже этим летом некоторые государства на 30-50% должны будут снизить социальные расходы, так как этого требуют в Брюсселе. В таком случае может пошатнуться социальная стабильность, например, в Средиземноморье.
Тем не менее, почти сразу после принятия бюджета министр финансов Германии Вольфганг Шойбле заявил, что в будущем его могут пересмотреть в сторону дальнейшего уменьшения расходов. Хотя за четыре года европейские политики так и не смогли доказать своим гражданам, что урезание соцвыплат в отдельных странах поможет избежать углубления кризиса и привести макроэкономические показатели стран к стандартам, которые установили в Брюсселе.
Кроме того, в марте в ООН заявили, что в этом году рост ВВП еврозоны будет не более 0,4%, а некоторые страны покажут отрицательные показатели. Все это, согласно отчету UNCTAD, стало последствием как раз постоянной экономии, которая остановила экономическое развитие многих стран Старого Света.
Немецкий путь
В одном из последних выпусков европейского вестника «Клиническая медицина» известные психиатры опубликовали результаты исследования, в котором приводятся данные опроса граждан Евросоюза, согласно которому 93% населения ЕС не поддерживают политику экономии. Вывод ученых: постоянные призывы экономить все больше оказывают на людей такое же психологическое воздействие, как и сам кризис.
Еще несколько лет назад настроения в Европе были кардинально противоположными. Экономия считалась чуть ли не единственным способом побороть кризис. В мае 2011 года глава ЕЦБ Жан Клод Трише заявил, что опыт Германии в фискальной консолидации и повышении конкурентоспособности экономики нужно перенимать всей Европе. «По сути речь шла об урезании всех госрасходов. Это позволило Берлину в 2011-м получить рост ВВП в 3% и подтвердить статус локомотива экономики ЕС», — пояснил «Инвестгазете» Грэхем Вебстер из EastWest Institute. По его мнению, на тот момент это сработало только для одной страны. И в основном из-за благоприятной конъюнктуры для немецкого экспорта, особенно в Азии.
Но этот пример вдохновил и другие страны, а затем шаги в сторону экономии стал предпринимать и Брюссель. В середине 2010-го ЕЦБ начал программу фискальной консолидации, в результате которой хотел сэкономить более 20 млрд. евро за четыре года. Согласно плану ЕС, особенно крепко затянуть пояса должны были Греция, Португалия, Ирландия и Испания, которые постоянно просили финансовой помощи.
В реальности сэкономить эти деньги оказалось совсем непросто. Ограничение соцвыплат и зарплат в бюджетных организациях помогло Германии, но не сработало в других странах союза. На это есть свои причины. Во-первых — политическая нестабильность, особенно в странах Средиземноморья. Например, попытка ввести программу экономии 10% бюджетных расходов стоила должностей греческому правительству Георгиуса Папандреу. Даже во Франции постоянные призывы к экономии стали причиной поражения президента Николя Саркози на выборах в мае 2012-го. Во-вторых, когда механизм экономии только запускался, в Брюсселе говорили, что он станет первым шагом к глобальным реформам союза. Но в обозримом будущем Европа сможет принять лишь закон об общем национальном банке. О единой системе наполнения общего бюджете или налоговой службе речь даже не идет.
По мнению экономистов из ООН, ЕС движется по замкнутому кругу. Экономия приводит к безработице и усугубляет рецессию, которая, в свою очередь, опять заставляет Брюссель урезать расходы. Скорее всего, в ближайшее время ситуация не изменится. По мнению аналитиков «объединенных наций», для полноценного запуска экономики стран Евросоюза теперь может понадобиться целое десятилетие.
Отдать деньги
После того как долгосрочный бюджет ЕС был принят, в Европе (за исключением разве что Германии и Франции) начали говорить о том, что его надо будет корректировать. Причем отнюдь не в сторону дальнейшего сокращения, как заявлял об этом Вольфганг Шойбле.
Причина — массовое недовольство, которое постепенно охватывает население, страны и целые отрасли. Так, одни только ограничения субсидий 80% агропроизводителей очень скоро могут сделать агросектор убыточным и подтолкнут фермеров к забастовкам. Плюс, по прогнозу Economist Intelligent Unit, к 2014-му количество безработных в Европе достигнет 20 млн., а рост ВВП (даже по самым радужным прогнозам) не превысит 1-2%. Здесь, кстати, крайне показательной выглядит реакция на июньское выступление президента Франции Франсуа Олланда, заявившего, что он готов сэкономить в этом году 10 млрд. евро дополнительно. После чего — всего за месяц! — его рейтинг опустился на 5%.
Серьезные корректировки бюджета невозможны до 2015 года — эта норма зафиксирована в самом документе. Впрочем, это не помешало Брюсселю разрешить Франции, Португалии и еще четырем странам ЕС отложить снижение дефицита бюджета до нужных 3% от ВВП на год. Хотя в бюджете указано, что они должны достичь этого через шесть месяцев. Скорее всего, аналогичные решения — с переносом сроков и перераспределением «мер экономии» между странами при сохранении целевого показателя снижения затрат на восемь лет — будут приниматься и впредь.
Вероятно, в итоге программа экономии в 40 млрд. евро до 2020-го так и не будет выполнена. Во всяком случае, по мнению Питера Павлака из European Union Institute for Security Studies, реформы в ЕС застопорились, и страны просто не смогут продолжать урезать свои расходы. А в Европарламенте — почти сразу же после подписания нового бюджета — заговорили о позитивном опыте США, которые вложили в свою экономику за три года более $3 трлн. и смогли раскрутить рост ВВП до 2,5% в 2012-м. Или Японии, которая совсем недавно отказалась от курса на жесткую экономию и уже начала получать первые экономические дивиденды. Поэтому сейчас в Брюсселе серьезно обсуждается вопрос о начале масштабных вливаний в экономику стран Евросоюза после 2015 года. Похоже, серьезных изменений в экономике Европы до этого ожидать не стоит. Так же, как и обещанного Брюсселем роста.
Комментарии