Госдолг продолжает расти. Во вторник, 28 мая, Минфин привлек с помощью ОВГЗ крупнейшую с начала года сумму — 4,88 млрд грн. По итогам первых четырех месяцев года государственный и гарантированный государством долг достиг 553,9 млрд грн, или почти $69 млрд. С начала года долги государства выросли на 38 млрд грн, или на 7,3%. На данный момент соотношение государственного и гарантированного государством долга к ВВП Украины находится на уровне около 36%. Много это или мало? В Европейском союзе действует норма, согласно которой данный показатель не должен превышать 60%. При этом ряд европейских стран значительно превысили эту величину.
Государственный долг. Не брать нельзя
В последнее время, отмечает руководитель информационно-аналитического центра Forex Club в Украине Николай Ивченко, экономические подходы к формированию государственных долгов пересматриваются во всем мире. Если раньше наращивание долга считалось явным злом, то последний год мировые экономисты и правительства стали относиться к этому более мягко. Бюджетная экономия в мире привела к рецессии или стагнации во многих странах, в том числе европейских.
Означает ли это, что Украина спокойно может продолжать наращивать долги? До определенной степени да, считают эксперты. Но, в отличие от своих европейских соседей, Украина имеет намного более краткосрочную структуру долга — доля долгосрочных инструментов составляет всего 35%. А стоимость обслуживания госдолга в текущем году составляет 9,6% всех расходов госбюджета, напоминает руководитель аналитического департамента ИГ АРТ Капитал Игорь Путилин. Это слишком много.
В Украине сохраняется негативная тенденция долларизации госдолга, выстилающая дорогу новому экономическому кризису. Эта серьезная проблема замалчивается
Само по себе наращивание государственного долга не является предметом для беспокойства, особенно в условиях, когда экономика сталкивается с рецессией, отмечает руководитель аналитического подразделения группы Инвестиционный Капитал Украина (ICU) Александр Вальчишен. Главный критерий оценки эффективности государственных займов — наличие или отсутствие экономического роста в стране.
«Однако в Украине сохраняется негативная тенденция долларизации госдолга. Эта серьезная проблема замалчивается. Эта тенденция выстилает дорогу новому экономическому кризису», — предостерегает эксперт. С начала года доля государственных займов в иностранной валюте, еврооблигаций, а также индексируемых и валютных ОВГЗ от общего объема займов составила 63%. В 2012 году эта доля была на уровне 60%.
Еще более драматичен другой момент: если в абсолютных цифрах за весь 2012 год Минфин привлек с помощью валютных ОВГЗ 24,7 млрд грн, то за пять месяцев текущего года — уже 24,8 млрд грн. «Иными словами, в стране накапливается недоверие к экономической политике, так как даже на местном рынке финансовый ресурс одалживается правительству не в гривне, а в долларах США. Это и есть главная проблема динамики государственного долга. На этом фоне общая динамика госдолга пока не столь актуальна», — уверен собеседник.
В структуре госдолга Украины внутренние займы формируют почти половину об общего объема задолженности (по состоянию на 1 января 2013) и являются для государства сравнительно дешевыми. Так, средняя ставка по гривневым ОВГЗ в 2012 году составила 13,56%, по долларовым — 8,92%; за 4 месяца текущего года доходность гривневых ОВГЗ составила 13,29%; долларовых — 7,87%. Эксперты утверждают, что ресурсы на внутреннем рынке, в том числе в банковском секторе, есть. К тому же, относительно дешевые. Так почему бы ими не воспользоваться. Для стабильности экономики доля внутренних госзаимствований должна быть порядка 80-90%. Это позволяет снизить зависимость от внешних капиталов и увеличить опыт в управлении внутренним госдолгом.
Для стабильности экономики доля внутренних госзаимствований должна быть порядка 80-90%. Это позволяет снизить зависимость от внешних капиталов и увеличить опыт в управлении внутренним госдолгом
В то же время, предупреждает начальник сектора рыночных исследований Украинского кредитно-рейтингового агентства Виктор Шулик, когда рыночного спроса на новые бумаги нет, а старые нужно погашать, государство вынуждено устанавливать более высокие процентные ставки либо привлекать на помощь Центробанк. В первом случае растут риски дефолта по обязательствам, а во втором — риски девальвации и инфляции, поскольку НБУ фактически печатает гривну.
Впрочем, напоминает президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко, на сегодня показатель официальной инфляции в стране очень низкий, реальная инфляция не превышает 5-6%. «Даже показатель инфляции на уровне 12% для украинской экономики не критичен. Опасна для Украины гиперинфляция. Однако рост эмиссии гривны в пределах 4-5% за квартал — это немного и гиперинфляцию не провоцирует», — утверждает эксперт.
Как любой долг, госдолг может быть как полезным, так и губительным, резюмирует старший аналитик УкрФинансы Олег Иванец. Если заемные средства используются для стимулирования экономического роста, то даже занимая намного больше, чем это делает Украина, можно снизить риски нестабильности экономики. В то же время политика НБУ и правительства сфокусирована на поддержании курса гривны и не стимулирует реальный сектор (цены производителей и промпроизводство показывают отрицательную годовую динамику). Соответственно, заемные средства в основном «проедаются», что повышает риски экономики. В какой-то степени спасает лишь то, что Украина стала на тропу безмерного роста госдолга не так давно, поэтому имеет довольно неплохие показатели относительно других стран по соотношению госдолга к ВВП. Но обольщаться не стоит. По итогам года эксперты прогнозируют наращивание государственного и гарантированного государством долга до 40% ВВП. И, судя по всему, это не предел. Для сравнения — в начале 2008 года этот показатель составлял 12,36%.
Комментарии