В борьбу за пассажиров обанкротившегося «АероСвіта» вступили все украинские авиакомпании. В 2012 году его самолеты перевезли более трех миллионов человек — на долю крупнейшего украинского перевозчика приходилось 38% пассажиропотока отечественных компаний. «Международные авиалинии Украины», «Днеправиа», Wizzair, Utair и AirOnix рассчитывают нарастить объемы перевозок в 2013 году более чем наполовину, «Роза ветров» — на 40%. В абсолютных величинах больше всего приобретет МАУ, которая планирует увеличить перевозки с 2,8 млн до 4,4 млн пассажиров и занять свыше половины отечественного рынка, пишет Forbes.ua.
Кому достались пассажиры «АероСвіта»
Всего в прошлом году украинские авиакомпании перевезли 8,1 млн пассажиров. В этом будет меньше. В первом квартале из-за прекращения полетов «АероСвіта» пассажиропоток украинских авиакомпаний упал, по данным Госавиаслужбы, почти на 20%. В 2013 году их услугами воспользуется около 7,5 млн человек, прогнозирует Александр Кава из Координационного центра реализации экономических реформ при президенте. «В этом году не будет фактора Евро-2012, а часть пассажиров «АероСвіта» перешла к иностранным авиакомпаниям», — объясняет Кава.
Еще в начале декабря МАУ получила право эксплуатации более 80% маршрутов проблемного авиаперевозчика. А с началом банкротства «АероСвіта» стала пополнять свой авиапарк ее самолетами.
В 2012 году МАУ перевезла 2,8 млн пассажиров. «В этом году планируем нарастить пассажиропоток на 1,6 млн человек», — отмечает пресс-секретарь компании Евгения Сацкая. Главная причина — уход «АероСвіта» с рынка.
Другие авиакомпании тоже не сидят сложа руки. Forbes выяснил планы основных игроков рынка по увеличению пассажиропотока в 2013 году.
«Ютэйр Украина»
Начало работы: 2009 год
Авиапарк*: Boeing 737-400, два Boeing 737-800, CRJ-200, пять ATR 72-500, пять ATR 42-300
Пассажиропоток в 2012 году: 420 000 человек
Доля рынка в 2012 году: 5,2%
Ожидаемый пассажиропоток в 2013 году: 1 000 000 человек
Темпы роста: 138%
Украинская «дочка» российской Utair выполняет рейсы внутри страны, а также летает из городов Украины в Москву, Санкт-Петербург, Тбилиси и Вильнюс.
Компания располагает 14 самолетами. Десять из них — пропеллерные ATR с небольшой вместительностью: по пять франко-итальянских ATR 72-500 (70 мест) и ATR 42-300 (46 мест). Кроме того, в парке компании CRJ-200 производства канадской Bombardier, один Boeing 737-400, два Boeing 737-800. До конца года компания хочет получить еще один Boeing, но общее число самолетов уменьшится — из эксплуатации будут выведены все ATR 42.
В прошлом году компания перевезла 420 000 человек. «В 2013-м планируем увеличить перевозку до миллиона пассажиров», — делится планами коммерческий директор компании Ольга Дубовик.
«WizzAir Украина»
Начало работы: 2008 год
Авиапарк*: Три Airbus A-320
Пассажиропоток в 2012 году: 630 000 человек
Доля рынка в 2012 году: 6,5%
Ожидаемый пассажиропоток в 2013 году: 1 000 000 человек
Темпы роста: 60%
«WizzAir Украина» в 2013 году планирует нарастить объем пассажирских перевозок на 370 000 человек. Увеличение произойдет не только благодаря банкротству «АероСвіта», но и за счет запуска новых рейсов и расширения авиапарка, объясняет коммерческий директор компании Наталия Артемова. В 2013 году компания открывает шесть новых маршрутов и пополняет парк двумя среднемагистральными Airbus. Всего авиаперевозчик будет располагать четырьмя лайнерами А320. «Наша авиакомпания подала в Госавиаслужбу ряд заявок на рейсы, которые ранее выполнялись «АэроСвітом», но к середине мая большая часть из них не рассмотрена», — рассказывает Артемова.
«Днеправиа»
Начало работы: 1996 год
Авиапарк*: 17 бразильских Еmbraer ERJ 145
Пассажиропоток в 2012 году: 84 000 человек
Доля рынка в 2012 году: 1%
Ожидаемый пассажиропоток в 2013 году: 180 000 человек
Темпы роста: 60%
Банкротство «АероСвіта» сыграло на руку «Днеправиа». В марте 2012 года компания перестала самостоятельно выполнять рейсы, передав их и самолеты «АероСвіту», партнеру по «Украинской авиационной группе», но с января 2013-го снова начала летать на внутренних и международных рейсах. «До этого года мы были только маркетинговым перевозчиком на рейсах «АероСвіта», а сейчас ведем самостоятельную коммерческую деятельность», — поясняет директор «Днеправиа» по коммерческим и административным вопросам Сергей Посылаев.
«Роза Ветров»
Начало работы: 2003 год
Авиапарк*: четыре Airbus A320 и пять A321
Пассажиропоток в 2012 году: 930 000 человек
Доля рынка в 2012 году: 11,4%
Ожидаемый пассажиропоток в 2013 году: 1,3 млн человек
Темпы роста:40%
В 2013 году чартерный авиаперевозчик «Роза Ветров», плотно сотрудничавший с «Украинской авиационной группой» Игоря Коломойского, планирует нарастить пассажиропоток на 350 000 человек. Чтобы справиться с увеличившейся нагрузкой, в апреле компания взяла в лизинг два самолета, сообщил гендиректор «Розы Ветров» Владимир Каменчук.
AirOnix
Начало работы: 2012 год
Авиапарк*: три Boeing 737
Пассажиропоток в 2012 году: 105 000 человек
Доля рынка в 2012 году: 1,3%
Ожидаемый пассажиропоток в 2013 году: 500 000 человек
Темпы роста: 380%
Компания AirOnix, которая чуть больше года назад начала выполнять рейсы из Симферополя, в 2013 году планирует почти впятеро нарастить перевозки. «Ожидаемый рост не связан ни с уходом «АероСвіта», ни с увеличением платежеспособности населения, — говорит заместитель гендиректора компании Евгений Хайнацкий. — Планы основаны на увеличении рейсов и появлении новых направлений».
Андрей Киреев
Комментарии