Минфин - Курсы валют Украины

Установить
17 апреля 2013, 13:20 Читати українською

Взрыв в Бостоне: 42 км твитов

Взрывы 15 апреля в Бостоне стали первым терактом в США со времен 11 сентября 2001 года и первым событием такого рода, происшедшим в эпоху социальных сетей. Кадры с бостонского марафона не только транслировались в прямом телеэфире, но и моментально попадали на экраны мобильных устройств. Разумеется, со всеми вытекающими последствиями.

Взрыв в Бостоне.
Фото с сайта lenta.ru

Взрывы произошли с разницей в 12 секунд в 14:50 по местному времени, а десять минут спустя кадры с места происшествия уже показывали в трехчасовых новостях. В соответствии с давно укоренившейся стандартной процедурой газеты отменили платный доступ к своим сайтам (так делается в случае любых экстраординарных событий, от крупного стихийного бедствия до президентских выборов), а телеканалы полностью перекроили эфирную сетку, посвятив большую часть дня и прайм-тайм освещению событий в прямом эфире (эта практика в последние годы все чаще применяется и на отечественном ТВ, хотя в ночь на 16 апреля большинство российских телеканалов обошлись короткими новостными сюжетами).

Десятки новостных интернет-сайтов запустили онлайн-хроники (наиболее всеобъемлющая получилась у Huffington Post), где оперативно выкладывали информацию о теракте, собранную преимущественно из сетевых же источников. Именно обилие и разнообразие информации о теракте в интернете оказалось отличительной чертой его освещения в СМИ — и, видимо, станет отличительной чертой его восприятия населением.

Взрывы на бостонском марафоне стали первым терактом в США со времен 11 сентября 2001 года и, следовательно, крупнейшим терактом в Америке за последние 12 лет. Несмотря на то, что эти события разделяет относительно короткий временной промежуток, за прошедшее десятилетие очень многое изменилось — в первую очередь, в мире медиа. А эти изменения определяют, как информация о теракте или другом значимом событии достигает аудитории.

Раньше кадры с места катастрофы или теракта были редкостью и случайностью — все зависело от множества совпадений, и нередко определяющим фактором было наличие на месте происшествия случайного прохожего с включенным фотоаппаратом. В случае с бостонскими взрывами было по-другому: выбранное для взрывов место постоянно находилось под наблюдением десятков телекамер. Однако даже если бы их и не было — на углах крупных улиц в американских городах давно установлены камеры наблюдения, а телефон с возможностью записи видео есть, наверное, у каждого американца старше 13 лет. Однако еще важнее, что в распоряжении граждан оказались не только способы оперативно запечатлеть происходящее, но и моментально распространить отснятые кадры.Взрывы на бостонском марафоне стали первым терактом в США со времен 11 сентября 2001 года и, следовательно, крупнейшим терактом в Америке за последние 12 лет.

На создание эффекта присутствия работают все существующие сегодня технологии. Организаторы бостонского марафона, например, разместили на сайте сервис, с помощью которого можно было отслеживать каждого из 26 тысяч участников забега — с указанием промежуточных результатов и примерного текущего положения на маршруте. Пользователи Instagram имеют моментальный доступ к десяткам тысяч снимков с события, удобно объединенных хэштегом #bostonmarathon.

Все это никуда не исчезает, когда происходит теракт. К трехчасовым новостям теперь можно не торопиться: взрыв покажут на видеоприложении Vine, твиттер сообщит о погибших и пострадавших — вы узнаете эти сведения одновременно с редакцией местного новостного канала, и, что характерно, ваши источники ничем не будут отличаться от источников профессиональных новостных редакций.

Зрителю в режиме реального времени становятся доступны все этапы реагирования на чрезвычайную ситуацию — в интернете моментально появляются съемки полицейского оцепления на городских улицах и приготовлений к срочному обращению главы государства. YouTube оперативно собирает все имеющееся видео на одной странице (26 роликов! 47 минут!) и размещает ссылку на самом видном месте. В соцсетях со скоростью клика распространяются подробности о происшествии, причем, как это обычно бывает в соцсетях, часто это непроверенная информация, а иногда — злонамеренная дезинформация. Пример из Бостона — массовые призывы к перепосту фотографии якобы погибшей при взрывах девочки, которая, как потом выяснилось, не имела никакого отношения к событиям 15 апреля.

Тут можно сколько угодно рассуждать о ненадежности соцсетей как источников достоверной информации, о бездумном поведении пользователей, которые ретвитят непроверенные сообщения и ставят лайки под роликами со взрывом. Но, если приглядеться, полезного в сложившихся обстоятельствах было больше, чем вредного. Например, с помощью поиска по участникам марафона родственники могли хотя бы приблизительно узнать, находились ли их близкие в районе взрывов. Google запустил в день теракта сервис Person Finder, который позволяет обмениваться информацией о пропавших людях. Проверенная информация о теракте, если немного подождать, вскоре скапливается на ресурсах типа Reddit.

Взрывы в Бостоне стали первым для США терактом, который происходил не просто в прямом эфире, а на экранах карманных устройств всего населения страны. И, судя по всему, так будет и дальше. Взрывы на марафоне были засняты со всех возможных углов и ракурсов, но самые страшные кадры — те, что были сняты на телефон одного из участников. Благодаря технологиям теракты и катастрофы будут становиться только ближе.

11 сентября запомнилось не только как самый масштабный теракт в мировой истории, но и как первый теракт, когда людям показали не дым от уже произошедшего взрыва, а кадры катастрофы в реальном времени. Шок от трагедии многократно усиливался от того, что момент второго взрыва был запечатлен десятками телекамер, снимавшими пожар на первой башне. Эти кадры показали новостные программы по всему миру, а вскоре они оказались в интернете как общедоступное свидетельство случившегося.

Однако десять лет назад основным источником информации все еще оставались радио и телевидение — то есть публики достигали факты, прошедшие редакторские фильтры, и распространялись они более или менее централизованно. Чтобы получить информацию, нужно было добраться до телеэкрана, а чтобы распространить — связаться с тем или иным изданием. Теперь достаточно нажать на одну виртуальную кнопку.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться