Перекладывание потерь на вкладчиков банков Кипра нарушает гарантию страхования вкладов, а введение контроля над движением капитала не позволит развивать валютный союз в том ключе, в каком это предполагалось, пишет в Project Syndicate бывший министр экономики и финансов Греции Яннос Папантониу.
Еврозона должна найти стратегию роста — мнение
Все это позволяет сделать вывод о том, что Германия и ряд других стран не намерены формировать единое экономическое пространство, особенно в части долговых обязательств, и проблемные страны должны выходить из сложной экономической ситуации за счет внутренних источников.
Недоверие к системе страхования вкладов приведет в конце концов к росту процентных ставок и усилит рецессию в Европе. Кроме этого, может наблюдаться отток капитала из периферийных стран.
Применять немецкую модель для избавления от долгового кризиса по всей Европе нельзя, так как одновременная и дружная попытка улучшения финансовых или внешних балансов за счет сокращения расходов и роста налогов приведет к коллапсу, связанному с падением спроса на продукцию других стран. Все это приведет к очередному росту дисбалансов в регионе.
При этом политика жесткой экономии и одновременное принуждение к реформам могут привести к росту недовольства в обществе, и все усилия правительства будут уничтожены. Такая ситуация наблюдается в Италии, и этот сценарий может повториться в Греции.
Пробелы стратегии очевидны. Во-первых, власти еврозоны неправильно определили реальные причины долгового кризиса, который в основном обусловлен растущим разрывом в конкурентоспособности между странами периферии и ядра. В результате проблемы банковского сектора стали проблемами государственными.
- Во-вторых, последствия жесткой экономии усугубляются курсом на достижение номинальных, а не структурных целей в отношении дефицита бюджета.
- В-третьих, программа «прямых денежных операций» Европейского центрального банка не была подкреплена снижением ключевых процентных ставок.
При этом любые монетарные меры не позволяют справиться с отсутствием спроса.
Самым важным является то, что власти еврозоны неверно оценивают фактор доверия. Теоретически бюджетная консолидация и реформа предложения, проводимые одновременно, должны увеличивать доверие потребителей и инвесторов, что вызывает рост расходов и производства. Но в еврозоне такая схема работать не будет в связи с постоянными системными недостатками, которые подрывают доверие. В результате расходы расти не будут, а будут наблюдаться отток и накопление капитала.
В отличие от еврозоны США являются единственной моделью хорошо функционирующего валютного союза, но Европа не может использовать американскую модель. Для улучшении ситуации в еврозоне монетарная консолидация должна быть распространена на налоговую и финансовую сферы.
Чем дольше европейские власти откладывают введение еврооблигаций, эффективного банковского, финансового союза и статуса кредитора в последней инстанции для ЕЦБ, тем дольше продлится кризис.
Долговой кризис не завершится, если будет продолжена реализация стратегии, которая одновременно усугубляет рецессию и ослабляет доверие. При этом протесты, беспорядки и политическая дестабилизация приведут к сильному экономическому и социальному кризису, а это уже будет угрожать самому существованию европейского валютного союза.
Таким образом, сценарий, реализованный на Кипре, не может использоваться для решения проблем еврозоны. До тех пор пока власти не примут стратегию роста, а сделать это необходимо быстро, перспективы еврозоны будут становиться все более мрачными.
Комментарии