О том, где начинающему бизнесу найти инвестиции, написаны сотни книг и десятки тысяч статей. Стандартный список — семья, друзья, бизнес-ангелы, инвестиционные агенты, венчурные фонды, стратегические инвесторы. В поисках денег команда нашего стартапа, специализирующегося на агрегировании предложений интернет-магазинов, освоила только часть этого списка. В процессе мы собрали столько интересной информации, что грех не поделиться, пишет Анатолий Стоцкий, основатель компании «Выбирай.ком» специально для Forbes.ua.
Стартапам на заметку: какие инвесторы вам не нужны
Друзья или родственники. Эта категория инвесторов обычно плохо реагирует на просьбу поддержать материально. От нее получаешь больше вопросов, чем денег. Самый любимый: «Когда же ты заработаешь первый миллион?»
Бизнес-ангелы — это частные инвесторы, которые располагают незначительными, но вполне достаточными для развития проекта суммами — от $50 000 до $150 000. Таких людей найти несложно, но в большинстве своем они не из интернет-бизнеса. Общение с ними часто сводится к «ликбезу» о том, что такое трафик, конверсия, поисковая оптимизация, покупка ссылок и так далее. Им сложно понять, почему, потратив заметную сумму денег, на выходе они получат «один сервер, несколько улыбчивых студентов и красивый бизнес-план в Excel».
Проклиная ангелов за растрату бесценного времени, основатели обращаются к агентам — людям с обширными социальными связями среди бизнесменов и потенциальных инвесторов. В Украине эта профессия еще не сформировалась, так что вам предстоит повстречаться с массой интересных персонажей. Некоторые из них запросят за свои услуги от 10% до 15% в вашем бизнесе. Агенты будут «спамить» вашим бизнес-планом всех подряд, подрывая репутацию вашей команды. Особо активные будут организовывать по 2-3 встречи в неделю с людьми, цели которых, как потом окажется, далеки от интересов команды проекта.
К каждой такой встрече команда основательно готовится, как к главной. И все это довольно сильно отвлекает от главной задачи — работы над проектом.
Еще больше времени отнимет попытка договориться с венчурными фондами. Мы разослали 150 обращений в организации с таким названием, но лишь пять из них попросили в ответ прислать им бизнес-план. Дальнейшие обращения даже по этим пяти контактам ничего не дали. Сотрудники фондов часто не могли или не хотели отвечать на вопрос: рассматривали ли они эти планы вообще, и какие будут пожелания и рекомендации? Самый распространенный ответ: «Как только твой бизнес начнет генерировать устойчивую прибыль — приходи, дадим хоть $10 миллионов!»
Тут возникает вопрос, а нужны ли новые совладельцы в проекте, который и без них обеспечивает достойную зарплату всей команде и демонстрирует рост выручки?
Отрицательный результат — тоже результат. Потратив уйму времени на посредников и венчурных инвесторов, которые не всегда знают, чего хотят, мы ввели для себя новую классификацию таких людей. Проще всего их отличать по ключевым фразам.
— «Денег нет, но то, что вы рассказываете, очень любопытно!» — На таких людей лучше вообще не тратить время и вежливо откланяться.
— «Есть доступ к деньгам…» — Это классический агент, лучше сразу выяснить, сколько он просит за свое посредничество.
— «Как и когда вы собираетесь вернуть инвестиции?» — Уже теплее. Отвечая на этот вопрос, нужно быть предельно ответственным, договориться о презентации и хорошо к ней подготовиться.
Бизнес мы с партнерами решили развивать дальше за счет собственных средств. Ведь у нас за плечами был опыт создания компаний, которые мы успешно продавали.
Конечно же, наш опыт не претендует на статус исследования рынка — это только личные, довольно субъективные впечатления. Слишком многие начинающие предприниматели все свои надежды возлагают на то, что они найдут какого-то инвестора, «поднимут раунд» и станут новыми Цукербергами. Потратив на поиск инвестиций полтора года, мы поняли, что основные усилия нужно направить не на это, а на развитие проекта, повышение продаж и прибыльности. Инвесторы тогда, по словам классика, «сами придут и сами все дадут».
Комментарии