Правительство Японии объявило о новом раунде печатания денег. Это может привести к глобальному соревнованию в области девальвации валют. И в конечном счете от этого, вероятно, пострадают все экономические державы.
Мир на пороге глобальной валютной войны
Он выглядит как добропорядочный японский господин, он скромен и не привлекает к себе особого внимания. Однако назначение Синдзо Абэ на должность премьер-министра Японии в конце 2012 года заставило насторожиться весь мир и в первую очередь — финансовые рынки.
Вся его предвыборная борьба была насыщена обвинениями против Китая — большого соседа и соперника. Победа Синдзо Абэ на выборах означает принятие более жесткого варианта поведения не только в геополитической области, но и прежде всего — в финансовой сфере.
Усилить Японию, ослабить иену — так звучит программа этого консервативного политика. Тем самым начитается новый раунд валютной войны в мировом масштабе.
Самый низкий за 2,5 года курс по отношению к доллару
В начале 2013 года министр финансов Японии Таро Асо направляется с визитом по странам Азии. Примерно в то же время курс иены по отношению к доллару опускается до низшей отметки за последние два с половиной года — 88,41. Одной только новой риторики в Токио было достаточно для того, чтобы за несколько недель понизить курс национальной валюты более чем на 10%.
Говоря о падении курса японской валюты, Асо замечает: корректура сильного, с его точки зрения, курса иены «является важнейшим приоритетом для того, чтобы вновь обеспечить рост экономики Японии».
С этим согласен и Банк Японии, и он демонстрирует свою готовность добиваться желаемого для правительства уровня инфляции в 2%.
Нервная обстановка на валютных рынках
Это означает, что Банк Японии, скорее всего, не будет отказываться от печатания денег и продолжит ослабление иены, пока темпы роста цен, составляющие в настоящее время меньше 0%, не увеличатся до 2%.
Все это вместе с растущими государственными расходами должно настолько сильно понизить курс иены, чтобы японские предприятия вновь смогли отвоевать свои доли на мировом рынке.
Настроение на валютных рынках нервозное. Япония — не единственное государство, проводящее девальвацию своей национальной валюты или планирующее это сделать. Соединенные Штаты, Великобритания, а также еврозона также вмешиваются в валютную войну.
Замешаны все крупные экономические державы
К ним следует добавить Китайскую Народную Республику — вторую по значимости экономику в мире, — которая вот уже больше десяти лет удерживает курс ренминби (юаня) на искусственно низком уровне. Хотя в последнее время понижение курса китайских денег замедлилось, тем не менее валютная система в целом продолжает оставаться в напряженном состоянии.
Почти все крупные экономические державы оказались вовлеченными в валютную войну, что неизбежно втягивает в этот водоворот и другие торговые нации, прежде всего страны с развивающейся экономикой и открытыми рынками капиталов.
Министр финансов Бразилии Гвидо Мантега (Guido Mantega) еще в сентябре 2010 года настоятельно предупреждал всех о последствиях подобного рода борьбы всех против всех. Ситуация такова: если одна валюта становится дешевле, то другая должна неизбежно подорожать.
Рост за счет экспорта
Так было, например, в случае с бразильским реалом, так как Бразилия с ее растущей экономикой и высоким уровнем процента была привлекательным рынком. В результате в 2010 году, когда Мантега выступил со своим предостережением, реал на треть прибавил в стоимости по отношению к доллару.
Ориентированная на экспорт экономика страны сильно пострадала от этого, и экономический рост замедлился. В конечном итоге Бразилия отреагировала, обложив свои ценные бумаги специальным налогом. Другие государства прибегли к валютному контролю, ограничивающему свободный поток капитала, что является препятствием для открытой мировой экономики.
Валютная война представляет собой реакцию на финансовый кризис. Наиболее сильно пострадавшие страны реагируют на спад, пытаясь добиться роста за счет экспорта. У этой стратегии и раньше были свои последователи.
Удешевление валюты не является чем-то новым
В двадцатые годы в первую очередь Франция создала себе конкурентные преимущества за счет ослабления франка. После Великой депрессии, начавшейся в 1929 году, и последовавшего за этим в 1931 году разрушения золотого стандарта Великобритания перешла к политике удешевления валюты. Соединенные Штаты, Япония и другие государства последовали ее примеру.
Все это привело к соревнованию в области девальвации валюты (по-английски оно получило название beggar-thy-neighbour policy), на что другие страны вновь отреагировали с помощью защитных пошлин и контроля над потоками капиталов. 70-е и в 80-е годы также были свидетелями валютной войны, закончившейся тем, что Соединенные Штаты заставили Германию и в первую очередь Японию значительно повысить курсы своих валют.
Эмиссионные банки использовали триллионы
В настоящее время, в отличие от 20-х годов, валютная война пока еще не привела к протекционизму, что в значительной степени обусловлено сотрудничеством между правительствами в рамках G-20 — группы наиболее важных развитых государств, а также стран с развивающейся экономикой.
Главные актеры нынешнего противостояния — это не правительства, а эмиссионные банки. С момента начала кризиса в 2008 году центральные банки использовали 6 триллионов долларов.
Индикатором являются балансы центральных банков, представляющих собой на практике арсеналы валютной войны. Только Федрезерв увеличил свой баланс с 869 миллиардов долларов в середине 2007 года почти до 3000 миллиардов долларов в настоящее время.
Сберегательным вкладам угрожает девальвация
Страдающей стороной во время валютной войны являются владельцы сберегательных счетов. Дело в том, что их накоплениям грозит обесценивание.
Глава крупнейшей в мире управляющей компании Pimco Билл Гросс (Bill Gross) сравнивает увеличение массы денег повышенной эффективности (Basisgeldmenge) с выдачей «необеспеченного чека». Надежным это увеличение было бы в том случае, если бы соответствующим образом выросла экономика. Но об этом сейчас не может быть и речи.
«Будущая цена, которую предстоит заплатить за выставление необеспеченного чека, будет компенсироваться инфляцией и девальвацией валюты либо по отношению к другим валютам, либо по отношению к такими сырьевым товарам, как нефть или золото», — подчеркивает Гросс.
Доллар также может утратить устойчивость
Парадокс в том, что позиция доллара как ведущей мировой валюты пока еще не пошатнулась в результате валютной войны. Наоборот кризис евро в 2011 и в 2012 годах придал доллару новый импульс. Доллар по-прежнему составляет треть валютных резервов.
Но и американская валюта способна утратить устойчивость, если бюджетный дефицит этой сверхдержавы и дальше будет выходить из-под контроля, а Федрезерв продолжит беспрепятственно печатать «зеленые». Весьма возможно, что в таком случае главным победителем в войне валют окажется Китай. Пекин готов к тому, чтобы юань занял место американской валюты.
Эта статья под заголовком «Будущее Европы» (Die Zukunft Europas) появилась в специальном издании газет Welt и Welt am Sonntag, подготовленном к экономическому саммиту группы Welt в 2013 году. В работе этого форума, проходившего в начале января в помещении издательства Axel Springer AG в Берлине, приняли участие более 60 топ-менеджеров и политиков, обсуждавших новую архитектуру европейского сообщества.
Комментарии - 1