В ближайшее время «Крымнефтегаз», курируемое главой Минкульта Михаилом Кулиняком, может получить право на разработку трех крупных площадок.
Министр культуры идет в нефтяные магнаты
ПАО «Крымнефтегаз» вышло, по информации Комментариев, на рынок добычи нефти и газа в далеком 2002 году, когда получило от Госкомитета по природным ресурсам право на разработку Татьяновского месторождения. Но извлечь дивиденды от его эксплуатации «Крымнефтегаз» так и не смог: спустя два года право на разработку месторождения было передано ООО «Крымтопэнергосервис», близкому тогдашнему руководителю Госкомресурсов Николаю Злочевскому.
Тогда же, в 2004 году, восстановить статус-кво ПАО помогло Министерство охраны окружающей среды, которое в конце года выдало ему специальные разрешения на исследовательско-промышленную разработку сразу трех нефтегазовых площадей — Алагольской, Казантипской и Слюсаревской. Точной информации о резервах углеводородов, которые вмещают эти площади, нет, однако геологи оценивают запасы нефти только в Алагольской зоне в минимальном объеме 2 млн. т.
На тот момент собственника базового инвестора «Крымнефтегаза» — ООО «Украинский промышленный комплекс» — Михаила Кулиняка нельзя было назвать влиятельным бизнесменом. Ведь на этапе создания крымской компании он был всего лишь инструктором по культмассовой работе госкомпании «Укртрансгаз». Так что, скорее всего, в планах «Крымнефтегаза» было привлечение к разработке площадей крупного капитала. Но этот процесс затянулся из-за «оранжевой революции», а уже в 2008 году у его компании появились новые проблемы. Тогдашний бизнес-партнер вышеупомянутого Николая Злочевского нардеп Николай Лисин обратился в Минприроды, указывая на бездействие «Крымнефтегаза» на выделенных ему территориях. Этот депутатский запрос стал поводом для формирования спецкомиссии, которая подтвердила информацию народного избранника и рекомендовала Минприроды аннулировать все три спецразрешения ПАО. Что и было сделано в 2008 году министерским приказом №310.
С формальной точки зрения, обвинить чиновников в предвзятости к детищу Михаила Кулиняка невозможно, но при этом мало кто обратил внимание на то, что у тогдашнего тандема Злочевский — Лисин были свои бизнес-планы в отношении Алагольской, Казантипской и Слюсаревской площадей.
В статусе пустышки «Крымнефтегаз» существовал последние четыре года, но на днях в его жизни случился крутой поворот.
В статусе пустышки «Крымнефтегаз» существовал последние четыре года, но на днях в его жизни случился крутой поворот. Несколько недель назад Высший административный суд оставил в силе решения нижестоящих инстанций, которые признали противоправным и отменили приказ Минэкологии №310. Этим же решением служители Фемиды обязали Государственную службу геологии и недр возобновить для предприятия Михаила Кулиняка спецразрешения на разработку всех трех месторождений, продлив срок их действия до конца 2014 года.
Официальным мотивом для кардинального изменения ситуации стал вывод Управления государственного контроля природопользования Госкомитета природных ресурсов. В нем указывалось, что буровые работы на углеводородных площадках «Крымнефтегаза» не были своевременно начаты не по вине лицензиата, а из-за чиновников-бюрократов, которые неоправданно долго не могли решить вопрос с отводом земельных участков. Но куда более жизнеспособной версией триумфального возвращения крымской компании на рынок нефтегазодобычи Украины выглядит стечение двух других обстоятельств. Во-первых, карьера Кулиняка резко пошла в гору, ее пиком на сегодня является должность руководителя Министерства культуры и туризма Украины. Во-вторых, полгода назад был фактически деклассирован его главный противник — Николай Злочевский, которого Президент Виктор Янукович освободил от должности министра экологии и природных ресурсов, назначив скромным замглавы СНБО.
Таким образом сейчас у Михаила Андреевича есть все шансы наконец-то приобщиться к узкому кругу украинской элиты, зарабатывающей на торговле нефтью и газом. При этом дивидендами от одного только ПАО «Крымнефтегаз» он вряд ли ограничится, ведь кроме этой компании ему близок нефтедобытчик ООО «Крымнефтегазпром». Другой вопрос, что на реализацию своих нефтегазовых проектов у чиновника может оказаться совсем немного времени. Ведь сейчас в Украине формируется новый состав Кабмина, и Михаил Кулиняк может не вписаться в эту конфигурацию.
Комментарии