Страны-участницы Европейского Союза принимают, как правило, годовые государственные бюджеты. Сам же ЕС верстает бюджет на целых семь лет. Такой порядок ввел еще в 80-е годы тогдашний председатель Еврокомиссии Жак Делор, чтобы улучшить планирование экономических программ Евросоюза, рассчитанных на длительные сроки, пишет Русская служба DW.
На саммите ЕС спорят о долгосрочном бюджете
С тех пор один раз в семь лет между государствами ЕС, Еврокомиссией и Европарламентом разгорается спор о размерах общего бюджета и его расходах.Бюджетный тупик Львиную долю бюджета ЕС составляют взносы стран-участниц. Понятно, что те государства, которые вносят в общую казну больше, чем получают из нее на экономическое развитие, ратуют за ограничение расходов. А страны, взносы которых меньше субсидий Евросоюза, придерживаются прямо противоположной точки зрения. Проект бюджета формирует Европарламент совместно с Еврокомиссией. Затем представители стран ЕС в Европейском Совете вносят коррективы, стараясь максимально учесть собственные интересы. На этой стадии сейчас и находятся переговоры о проекте нового бюджета ЕС. Саммит, который начинается в четверг, 22 ноября, призван найти выход из тупиковой ситуации.
Согласно проекту Еврокомиссии, с 2014 до 2020 года бюджет ЕС должен составлять от 143 до 151 миллиарда евро ежегодно. Это примерно один процент суммарного экономического потенциала Евросоюза. За семь лет набегает колоссальная сумма — свыше одного триллиона евро. Но все познается в сравнении, считает заместитель председателя бюджетного комитета Европарламента, представитель немецких социал-демократов Ютта Хауг (Jutta Haug). Одна только Германия в эти семь лет, указывает Хауг, собирается потратить примерно 2,2 триллиона бюджетных евро.
Главные расходы — субсидии Представляя проект семилетнего бюджета ЕС, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу отметил, что во времена кризиса задолженности в принципе правильно экономить. Поэтому и расходы Баррозу предлагает увеличить лишь незначительно. Хотя, по его мнению, Евросоюзу следует делать больше, чтобы повысить доверие европейцев к ЕС и как к социальному проекту.
«Правильно, что мы, включая правительства стран ЕС, попытались извлечь уроки из кризиса, — заявил Баррозу в Брюсселе. — Все понимают, что необходимо придерживаться бюджетной дисциплины, лучше координировать экономическую политику». Все это хорошо, но когда речь заходит о солидарности на европейском уровне, добавил глава Еврокомиссии, то такого единодушия нет, что, по словам Баррозу, «приводит к дефициту понимания и поддержки всего европейского проекта».
Примерно 80 процентов бюджета Евросоюза возвращаются странам-участницам в виде субсидий и по программам содействия развитию экономики. Остальные 20 процентов расходуют на решение совместных задач, например, во внешнеполитической сфере, на содержание европейских учреждений, Европарламента, аппарата управления.
Две самые большие статьи расходов — это аграрные субсидии и средства на развитие инфраструктуры, то есть дотации, в частности, на различные строительные проекты. Больше денег Евросоюз собирался выделять на исследования, инновации, на повышение занятости населения. Но изыскать дополнительные средства на такие цели путем сокращения, например, аграрных субсидий оказалось невозможным, сетует бюджетный эксперт немецкого Христианско-демократического союза (ХДС) в Европарламенте Раймер Бёге .«Необходимы не только деньги, но и целенаправленные программы, например для Испании, где безработица среди молодежи превышает 50 процентов», — заявил Бёге.
Поощрение инвестиций Своими целевыми программами и субсидиями на строительство дорог, мостов, промышленных парков, а также на исследования Евросоюз, кстати, содействует росту инвестиций и в самих странах ЕС. В большинстве случаев деньги из казны Евросоюза выделяют при условии, что вторая половина средств, необходимых на реализацию того или иного проекта, изыскивается в самом государстве. Исключение составляет аграрная сфера. Крестьяне получают прямые дотации из ЕС. Такие субсидии жизненно важны для европейского сельского хозяйства и они, к тому же, вполовину меньше, чем получают, например, фермеры в США, аргументируют в Брюсселе.
«Когда Франция настаивает на сохранении аграрных субсидий в прежнем объеме, то это связано с тем, что от 30 до 40 процентов доходов большинства французских крестьян составляют выплаты из казны ЕС», — пояснил Раймер Бёге. А в результате приходится сокращать расходы на исследования и программы помощи развивающимся странам, — заявил он.
Протест из Лондона Один из самых решительных критиков проекта бюджета из числа доноров ЕС — британский премьер-министр Дэвид Кэмерон. Он угрожает наложить вето, требует сократить расходы и уменьшить размер взносов для Великобритании. Месяц назад, на прошлом саммите ЕС, Кэмерон объявил, что, с точки зрения Лондона, лучше вообще не иметь никакой договоренности, чем получить плохой бюджет. Взносы в меньшем размере платит не только Великобритания, но и некоторые другие страны, в том числе Германия. Лондон выторговал такие «скидки» потому, что британские крестьяне, как правило, обходятся без европейских аграрных субсидий. Германия же получает «скидку» за то, что возмещает значительную долю британской недоплаты. Радикальным решением проблемы бюджета ЕС могло бы стать его формирование не из взносов стран-участниц, а, например, с помощью повсеместного специального евроналога или отчисления фиксированной части НДС в казну ЕС. Однако такие варианты в европейских столицах пока отвергают.
Комментарии