По мере развития технического прогресса более новые товары и услуги приходят на смену старым. Но иногда старые товары и технологии возвращаются…
Какое будущее ждет печатные СМИ
Происходит это примерно следующим образом. Давно существует технология производства товаров и массового, и статусного спроса. Затем, в результате кардинальных инноваций, на рынок выводится принципиально новая продукция. Сначала она стоит очень дорого, управление ею требует обучения и привыкания. Новинка становится модной, подчеркивающей статус владельца. Некоторое время — время снятия инновационных сливок — массовый функциональный спрос обеспечивается старой технологией, а статусный спрос — новой.
Но, вскоре после того, как инновационный продукт стал модным, в его производство направляются значительные ресурсы, которые обваливают себестоимость производства. Сначала продукт перемещается в сегмент функционально-статусного спроса, а затем — становится массовым продуктом функционального спроса.
Массовая новая продукция практически полностью вытесняет старую вместе с индустрией её производства и обслуживания.Массовая новая продукция практически полностью вытесняет старую вместе с индустрией её производства и обслуживания. Новый продукт перестаёт быть модным, инновационным и, зачастую, деградирует по ряду показателей. Эта деградация обусловливается как резко возросшим уровнем конкуренции, так и различиями в предпочтениях между ранее преимущественно статусными, а сейчас уже массовыми потребителями. Затем, спустя время, начинается обратный процесс. Почти выведенный из эксплуатации, казалось, никому не нужный, безнадёжно технологически отсталый старый продукт, вдруг, становится модным у статусных потребителей. Так возникает классика.
Обладание классическим товаром подчеркивает статус его владельца. При этом, техническое несовершенство и эксплуатационные сравнительные недостатки либо становятся достоинствами, либо на них в приличном обществе не принято обращать внимание. В самом деле, для владельцев лошадей, содержащихся в конных клубах, скорость передвижения верхом и высокая стоимость содержания по сравнению с автомобилем не имеет значения. Как для владельцев яхт, островов, коллекций произведений искусства и прочих символов статуса. Их предназначение — подтверждение статуса владельца. При этом, у этих статусных потребителей, считающих себя истинными леди и джентльменами, в избытке имеются и самые новые технологические новинки. В результате, замыкается круг развития — продукция выходит на рынок как статусная новинка, затем становится массовой, после этого технологически устаревает, временно практически выходит из употребления, а затем снова становится статусной классикой.
На мой взгляд, примерно то же самое ожидает и печатные СМИ. Они уже перестали быть массовыми в урбанизированной среде, уступив место интернету. Сама же Сеть, становясь основным средством массовой информации и коммуникации, стремительно деградирует в содержательном плане. Это и понятно, ведь интернет вырос из сети, объединяющей университеты и научные институты, поэтому, с ростом пользователей, его содержательная деградация была неизбежной.
Наиболее очевидно это проявится тогда, когда большую часть видеоконтента потребители будут получать не через эфирное или кабельное телевидение, а через Сеть. В то же время, резко упавшие тиражи и возросшая стоимость печати направляют перспективы печатных СМИ туда, где эти параметры из недостатков превращаются в достоинства, т.е. в статусный сегмент рынка.
Уже сейчас, например, читать в самолёте редкий и дорогой журнал не менее круто, чем пользоваться топовым ультрабуком. А скоро, вполне возможно, что уважающий себя статусный потребитель просто не сможет себе позволить опускаться до чтения с экрана.
Но, если будущее журналов более — менее понятно, то с газетами всё сложнее. Газеты, особенно ежедневные, в отличие от журналов должны обеспечить ещё и оперативность информации, понятно, что конкурировать с сетью оперативности сложно. Плюс к этому — всё возрастающая стоимость печати и распространения. Возможно, поэтому появились прогнозы о том, когда будет выпущена последняя газета. На мой взгляд, газеты, вполне могут остаться, став статусным продуктом, отказавшись от традиционного распространения и… передав функцию печати статусному потребителю.
Комментарии