После финансового кризиса 2008 года крупнейшие развивающиеся экономики стали основным двигателем мирового экономического роста. Их устойчивость определялась способностью генерировать достаточный дополнительный спрос для поддержания собственного роста. При этом им не приходилось компенсировать крупную потерю спроса со стороны развитых стран.
Этот момент настал. Сочетание близких к нулю (или даже отрицательных) темпов роста в Европе и значительного замедления роста в США ударило по экспорту из развивающихся стран. Европа — главный зарубежный рынок Китая. Китай, в свою очередь, является крупным рынком для готовых изделий, промежуточных товаров и сырья. Негативный импульс, пришедший из Европы, быстро перекинулся на Азию и вышел за ее пределы.Некоторым развивающимся странам удается противостоять общемировым трендам.
Ключевые вопросы для мировой экономики сегодня — это насколько значительным будет замедление и как долго оно продлится. При разумной политике его эффект, вероятно, окажется относительно мягким и непродолжительным.
Что предпримет Китай? Не исключено, что правительство отреагирует на шок извне массированными государственными инвестициями, избегая, по возможности, проектов с низкой отдачей. Но наилучшим и наиболее вероятным ответом станет стимулирование внутреннего потребления за счет увеличения доходов граждан, грамотного управления госсобственностью и усиления системы соцобеспечения с целью сократить уровень сбережений, откладываемых на черный день. Все эти меры являются ключевыми компонентами принятого в Китае 12-го пятилетнего плана.
Судя по всему, системные реформы в Китае начнутся не раньше, чем власть перейдет к новому руководству, что, как ожидается, произойдет в ноябре. Большинство наблюдателей сходятся в том, что темп рыночных реформ должен быть ускорен, иначе амбициозные экономические и социальные цели новой пятилетки окажутся недостижимыми.
Некоторым развивающимся странам удается противостоять общемировым трендам. Так, в Индонезии темпы роста ускорились, увеличился предпринимательский и потребительский оптимизм, а уровень инвестиций приблизился к 33% ВВП.
Оживление начинается и в Бразилии. Макроэкономические индикаторы затушевывают примечательную особенность нынешней модели роста: благосостояние беднейших бразильцев растет опережающими темпами, а безработица сокращается. Агрегированные темпы роста недооценивают скорость экономического и социального прогресса в крупнейшей стране Латинской Америки.
Несмотря на встречный ветер из Европы и США, ускорились темпы роста и в таких крупных странах, как Турция и Мексика. Здоровые макроэкономические показатели, устойчивое ускорение роста, оптимизм инвесторов характерны и для многих африканских стран.
Меньше определенности с перспективами индийской экономики. Уязвимость перед внешней конъюнктурой, пробуксовка реформ, снижение оптимизма инвесторов привели к падению темпов роста, но после недавних решительных действий правительства стоит, по всей видимости, ожидать нового подъема. Главный вопрос — решится ли индийский парламент одобрить ключевые реформы.
Учитывая более общие тренды, характерные для развивающихся стран — повышение доходов, расширение среднего класса, экспансию торговых и инвестиционных потоков, а также рост их совокупного вклада в глобальный ВВП (примерно 50%), следует ожидать, что подъем возобновится в относительно короткие сроки: в ближайшие год‑два.
Основная угроза для этого сценария исходит от системообразующих экономик Европы, США и Китая. Однако несмотря на невысокие прогнозы экономического роста в развитых странах, эти системные риски, судя по всему, снижаются (хотя и не до такой степени, чтобы их можно было списать со счетов).
В целом модель разноскоростного экономического роста, которую мы наблюдали в предыдущее десятилетие, сохранится и в дальнейшем. Даже если развитые страны вступили в затяжной период низких темпов роста, развивающиеся страны останутся важным двигателем роста мировой экономики.
5 ноября 2012, 12:57
Читати українською
В ожидании новой волны кризиса
Источник:
Forbes.ua
Комментарии - 1