Украинские гастарбайтеры переплюнули инвесторов. В прошлом году они перечислили родным из-за границы столько же денег, сколько вложили в экономику Украины иностранные компании — 7 миллиардов долларов! Но уже в ближайшее время «помощь из-за границы» может сократиться.
Чехия закрывает двери для украинских гастарбайтеров
Соседняя Чехия, где, по неофициальным данным, работают около 200 тысяч наших соотечественников, закрывает двери для украинских гастарбайтеров. С 1 июля правительство рекомендует брать на работу чехов, а иностранным мигрантам не продлевать трудовые договоры. Ведь в стране без работы каждый десятый чех. Нововведение возмутило даже работодателей. Найдется ли место украинским рукам в чешских пивоварнях, отелях и на полях — на месте выясняли Подробности.
На зеленеющей плантации недалеко от Праги гнут спины украинские мужчины и женщины. Это сезонные работники, они приезжают сюда из года в год. Выращивают, собирают и перерабатывают чешские овощи.
— В залежності від того, який заказ. Сьогодні у нас по 10 ящиків цибулі ми маємо зробити. А буває, що і більше.
В этой крупной агрокомпании почти весь тяжелый труд держится на плечах иностранцев. Украинцы — в подавляющем большинстве. За год здесь успевает поработать около 500 человек. У начальства претензий никаких. И по собственной инициативе менять работников никто бы не стал. Но чешское Министерство труда решило побороть безработицу в стране. И рекомендовало — с 1-го июля не продлевать трудовые договоры гражданам из «стран третьего мира». То есть украинцам, русским и вьетнамцам. И не заключать новых соглашений. Теперь руководство агрофирмы ума не приложит, кем заменить трудолюбивых сотрудников.
Алеш Шнейберг — коммерческий директор чешской аграрной компании:
Власть дала безработным пособие — тем самым фактически отучила чехов работать. Они сидят дома и получают деньги. Чешским гражданам хотели дать шанс и показать, что работа для них есть, нужно только желание. Мы уже организовывали набор, но люди пришли, посмотрели и сказали, что трудиться в поле не будут.
Болгары и румыны, в принципе, в поле работать согласны, но денег хотят больше. Один гастарбайтер из Евросоюза аграриям обходится, как два украинца. А нашим гражданам разрешение на работу теперь смогут давать лишь на полгода, но то только в том случае, если на этой должности не захотел работать чех. И на бирже труда это зафиксировали.
От возмущения Рене Кухар даже вспомнил русские слова. Чешский агент по трудоустройству крайне недоволен инициативой правительства. Слишком много нюансов и препятствий. Особенно для неквалифицированного труда.
Рене Кухар — представитель Ассоциации агентств по трудоустройству:
Они с нами даже не посоветовались. Это нововведение спровоцировало лавину негатива со стороны чешских работодателей и предпринимателей. Ведь в Чехии работает много иностранцев: и на строительстве, и в сельском хозяйстве, и в сфере обслуживания.
Работодатели и агенты писали в Министерство труда просьбы, предложения и гневные письма. Мол, без иностранных рабочих рук чешской экономике может «не поздоровиться». Слишком много отраслей на них держится.
Уборкой в чешских отелях занимаются исключительно украинки. Для этой работы не нужны диплом и квалификация. Здесь ценятся лишь трудолюбие да аккуратность. Но уже через несколько месяцев украинским мигрантам в Чехии будет не просто попасть даже на такую черновую работу. Трудоустраивать будут только «своих», ну или как минимум граждан из Евросоюза.
У Натальи и на кухне, и в зале трудятся одни украинцы. Она сама ловко справляется и у плиты, и руководит.
Женщина уже несколько лет — предприниматель. Открыла в Праге украинский ресторан. Посетителей угощает борщом и варениками.
Эта украинская женщина все 12 лет жизни в Чехии внимательно следит за изменениями трудового законодательства. Изменения и запреты бывали часто, но таких строгих не припомнит. А что теперь делать ее двум официанткам, помощнице повара и музыканту — только гадает.
Наталья Грицковян — владелица украинского ресторана в Праге:
Доведеться шукати нових працівників. Але ми розуміємо, і всі розуміють, що в українському ресторані не можуть працювати чехи. Тому що клієнт, який сюди приходить в основному українці, руські.
Ее личная перспектива тоже туманна. Виза заканчивается в аккурат к введению новых трудовых правил. Документы на продление визы Наталья уже давно подала, ответа пока нет. И если не будет, то на двери ресторана придется вешать замок. А дальше — выдумывать, как остаться работать в Чехии.
Наталья Грицковян — владелица украинского ресторана в Праге:
Всі переживають, всі говорять — Наташа, ми сидимо на пороховій бочці то єсть сидимо на чемоданах. Тому що ніхто не знає, як воно обернеться для нас.
Но украинцы народ находчивый, и обязательно придумают выход из положения, — уверен посол Украины в Чехии. Иван Грицак предполагает, что наши соотечественники, дабы остаться на заработках, «перевоплотятся», например, в предпринимателей.
Иван Грицак — посол Украины в Чехии:
Він має право на проживання, а це приводить до того, що люди оформляють так звані підприємницькі листи — жимностенський лист — і стають підприємцями. Вони такі підприємці, як і були, тобто вони як працювали з лопатою, так і працює.
Спокойно жить и работать дальше могут лишь те украинцы, у кого есть вид на жительство в Чехии. А такие в меньшинстве. Сейчас наших сограждан, по неофициальным данным, в стране почти 200 тысяч. И в посольстве, и в ассоциации работодателей уверены — нововведения могут привести к еще большей тенизации рынка труда.
Комментарии