Александр Попов предложил бизнесу сделать предвыборные инвестиции.
Столичная власть предложила бизнесу поучаствовать в реализации 144 инвестиционных проектов
Накануне предстоящих выборов мэра руководство КГГА настойчиво пытается продемонстрировать заботу о развитии городской инфраструктуры, пишет ЛигаБизнесИнформ.
Накануне предстоящих выборов мэра руководство КГГА настойчиво пытается продемонстрировать заботу о развитии городской инфраструктуры.
На минувшей неделе столичная власть предложила представителям бизнеса поучаствовать в реализации 144 инвестиционных проектов, включая такие масштабные, как возведение бизнес-парков, строительство многоэтажных парковок, автомобильных тоннелей и метро на Троещину.
Но вероятность привлечь под эти проекты деньги частного капитала невысока, так как мэрия практически не финансирует подготовительные работы: разработку землеотводов, проектной и разрешительной документации.
Не в состоянии столичная власть гарантировать и окупаемость вложений, ведь рычагов влияния на силовые ведомства и государственные контролирующие органы у КГГА нет.
Вложения в выборы
После того как осенью 2011 г. киевская власть с помпой утвердила Стратегию развития Киева, из отдельных разделов этого документа принялись спешно формировать инвестиционные предложения. В связи с этим проведение Международного форума инвесторов откладывали несколько раз, а в целом на его подготовку ушло больше года.
Тем не менее качественных результатов добиться не удалось: в последние недели мэрия в спешке перерабатывала подготовленные проекты, а 16 из них накануне мероприятия вообще удалили из программы.
Главным критерием отбора проектов в мэрии назвали степень их готовности к «выдвижению на переговоры».
Эта туманная формулировка позволила чиновникам представить 144 предложения, в которых не сформулированы четкие обязательства сторон и не рассчитана окупаемость вложений.
Фактически КГГА показала бизнесу только концепции инвестпроектов, содержащие направления для финансирования, возможные схемы заработка и оценочную стоимость, причем весьма приблизительную.
К примеру, еще в октябре строительство нового делового района «Киев-сити» в КГГА оценивали в $2-10 млрд. Такой размах должен был поразить воображение киевлян.
Но, расчетливым инвесторам огласили куда более скромную сумму — $1-2 млрд. Столь разительная разница в цифрах заставляет усомниться в обоснованности проведенных расчетов.
Результат столь масштабного и широко разрекламированного события, представленный в виде шести деклараций о намерениях, не вселяет надежды на скорое развитие столичной инфраструктуры.
Скорее речь идет о куда более приземленных электоральных задачах власти. Лишь два из этих шести соглашений подписаны с представителями частного капитала.
Одно — о строительстве инновационного парка Bionic Hill с компанией Ukrainian Development Partners, связанной с бизнесменом Василием Хмельницким, второе — о возведении в Деснянском районе центра оптовой торговли и овощехранилища с фирмой «БЕГ Инженери Украина», входящей в объединенную логистическую систему сетей супермаркетов «Фуршет» и «Ашан».
Остальные договоренности о сотрудничестве Киев заключил с Государственным агентством по инвестициям и управлению национальными проектами Украины, которому наверняка «сверху» спустили задачу поддержать инициативы кандидата в столичные мэры. А это означает, что ни реального инвестора, ни денег под их реализацию пока нет.
Конкретизировать свои предложения для потенциальных инвесторов в КГГА обещают в ближайшие месяцы в ходе индивидуальных переговоров с теми из них, кого заинтересуют предложенные проекты. Наверняка эти переговоры, как принято у наших чиновников, потребуют от бизнеса предоставления им убедительных «аргументов». Но к тому времени власть в столице может и поменяться.
Направления для инвестиций
Сформированные инвестиционные предложения руководство КГГА разделило на четыре секции: недвижимость, инфраструктура, досуг и область высоких технологий.
Крупнейшая из них, «Первоклассная инфраструктура», объединяет проекты в сфере транспорта и ЖКХ, предполагающие реконструкцию систем теплоснабжения, обеспечения питьевой водой, строительство мусоросортировочного завода, паркингов и остановочных комплексов.
Большинство из них планируется реализовать на принципах государственно-частного партнерства.
Повышать коммунальные тарифы в мэрии не намерены: инвесторам дадут возможность участвовать в управлении бизнесом, а окупаемость вложений будет обеспечиваться за счет экономии поступающих средств.
Например, потери воды и тепла в столице из-за изношенности сетей и устаревшего оборудования достигают 50%.
«Внедрение новых технологий в ЖКХ позволит снизить показатели потерь. Возникшая разница между действующими тарифами и сниженной себестоимостью услуг и пойдет в доход частных компаний», — говорит зампредседателя КГГА Руслан Крамаренко.
Особую ставку в мэрии делают на базовые инфраструктурные проекты, призванные существенно изменить лицо столицы. В приоритете у руководителей города оказались проекты строительства пяти автомобильных тоннелей и ветки метрополитена на Троещину.
Разгрузить центральные улицы и прилегающие автомагистрали планируется за счет возведения многоэтажных паркингов возле шести станций метро. Вот только оценить выгоду от своих вложений инвесторы не могут, поскольку условия совместной работы с городом прописаны лишь по некоторым проектам, и то очень туманно.
Например, вложения в строительство метро мэрия предлагает окупить за счет внедрения экономически обоснованного тарифа на проезд. Правда, пассажиры этого не почувствуют: разница будет компенсирована инвестору из бюджета. Однако экономические обоснования тарифов чиновники не представили, соответственно, и рассчитать срок окупаемости невозможно.
Тоннели планируется сделать платными. Но и в этом проекте отсутствует четкий анализ автомобильных потоков и востребованности водителями, а объем вложений немалый — все пять тоннелей обойдутся почти в 1,5 млрд евро. Неясна и перспектива строительства паркингов, инвесторы которых смогут зарабатывать на плате за парковку.
Попытки привлечь в эту сферу инвестиции предпринимаются не первый год, однако гарантировать выделение земли мэрия не способна. Пока инвест-предложение не будет подкреплено землеотводом и утвержденным строительным проектом, бизнес оно вряд ли заинтересует.
В секции «Центры деловой и туристической активности» преобладают проекты, инициированные отечественными девелоперами, которые просто лоббируют через чиновников свои интересы. Презентуя представителям зарубежных компаний законсервированные в годы кризиса планы строительства гостиниц и бизнес-центров, они пытаются найти под них финансирование.
Наиболее масштабными предложениями в этой группе стали проекты 55-этажных торгово-офисных башен Victory Towers возле Воздухофлотского моста и многофункционального комплекса «ITT-Плаза» с четырехзвездочной гостиницей CrownPlaza, офисными башнями класса А и паркингом неподалеку от НСК «Олимпийский».
Проектные работы этих строек выполнялись еще в 2008-2009 гг.
Проектные работы этих строек выполнялись еще в 2008-2009 гг. Никакого участия города в них не предполагается. Однако мэрия с радостью включила эти проекты в инвестиционный пакет, обеспечив за их счет красивую картинку и добавив ему масштабности. Подобных проектов среди всех предложений на бизнес-форуме оказалось порядка 20%.
Результатом частной инициативы стал и ведущий проект секции «Инновации в сфере IT» — деловой парк Bionic Hill площадью 225 тыс. кв. м. Его представила компания Ukrainian Development Partners, входящая в сферу интересов народного депутата от ПР Василия Хмельницкого и развивающая ряд проектов жилищного и коммерческого строительства в Киеве: ЖК «Новопечерские липки» и «Паркове місто», ТРЦ Ocean Plaza на Лыбедской. Ей принадлежит земельный участок неподалеку от станции метро «Академгородок».
Как объяснил г-н Крамаренко, сейчас участок пустует, поскольку его собственники не решились в период кризиса вкладывать деньги в жилую застройку.
«В бизнес-центрах делового парка разместятся украинские и зарубежные компании, бизнес-инкубаторы, венчурные фонды, отделения банков и другие сервисные службы. Десятая часть территории будет отведена под исследовательский центр с современными лабораториями и производственной зоной для практического внедрения исследований», — нахваливает он проект.
Источник же в мэрии сообщил, что речь идет об участке на территории Коцюбинского леса, вокруг вырубки которого разразился грандиозный скандал. И реализация на этом наделе инвестпроекта под патронатом городских властей позволит компании сгладить негатив по поводу его застройки.
В мэрии подсчитали, что выручка украинских IT-компаний превышает $1,5 млрд в год, объем экспорта услуг в этой сфере составляет $1 млрд, а рынок программной продукции ежегодно растет на 30-40%. При этом порядка 70% прибыли приходится на IT-компании Киева и области.
В парке рассчитывают создать около 35 тыс. рабочих мест и увеличить отчисления в столичный бюджет на 0,5 млрд грн.
В парке рассчитывают создать около 35 тыс. рабочих мест и увеличить отчисления в столичный бюджет на 0,5 млрд грн. В то же время среди участников рынка высоких технологий не удалось обнаружить компаний, с которыми столичные чиновники обсуждали востребованность площадей Bionic Hill.
В четвертую по счету секцию «Досуг и здоровье киевлян» вошли проекты строительства культурных и развлекательных заведений, медицинских учреждений, объектов спортивной инфраструктуры. За счет вливаний инвесторов столичные власти рассчитывают открыть парк экстремальных видов спорта, новый центр современного искусства, центр восстановления речи и нейрореабилитации, а также расширить Международный выставочный центр на левом берегу Днепра. Город обещает помогать реализовать эти проекты, выделяя земельные участки, естественно, так и не сделав конкретных шагов в этом направлении.
Бег по кругу
Суммарная стоимость представленных на форуме проектов составила 125 млрд грн. Инвесторам руководители столицы пообещали максимальное содействие: быстрое оформление землеотводов и разрешительной документации, разработку проектных материалов за счет бюджета, прозрачность конкурсных процедур и гарантированную окупаемость вложений.
Но частным компаниям одних обещаний власти недостаточно. Как показывает практика, чиновники охотно их раздают, но редко выполняют, а без подписанных договоров эти обещания не имеют юридической силы. Большинство совместных проектов киевской власти и бизнеса в прошлом не реализовывались именно потому, что обещания чиновников не выполнялись.
Выделение земли, утверждение проектов и разрешительной документации затягивались на неопределенный срок, а сами проекты замораживались из-за вмешательства государственных контролирующих органов. "Инвестор пойдет лишь на такую площадку, где можно сразу начать стройку.
Выделение земли, утверждение проектов и разрешительной документации затягивались на неопределенный срок, а сами проекты замораживались из-за вмешательства государственных контролирующих органов.
Для этого должен быть оформлен землеотвод, подведены инженерные сети и собран полный пакет разрешительной документации. Иначе ему неясно, сколько времени и взяток потребуется, чтобы получить необходимые согласования", — говорит генеральный директор компании Global Solutions Сергей Тумасов.
В Киеве было достаточно примеров, когда после заключения инвестиционного договора предприниматель так и не приступал к реализации проекта, поскольку реальные расходы оказывались во много раз выше запланированных.
В результате образовывался замкнутый круг: стороны договаривались о намерениях и ждали друг от друга первых вложений средств, проект консервировался, и в конце концов это приводило к разрыву инвестиционного договора.
Нелегко столичным властям добиться благосклонности и иностранных инвесторов. Их отпугивает политическая нестабильность, коррупция, запутанная система налогообложения, недружелюбная таможенная политика и лоббизм местных бизнесменов, чреватый атаками на корпоративные права компаний и дополнительными барьерами при получении лицензий и разрешений.
«Компании, заинтересованные в прибыли от того же направления деятельности, часто используют законодательство с целью получить для себя преимущества. Поэтому в Украине невозможно вести бизнес, не имея хороших местных юристов, значительных связей и терпения», — сетует генеральный директор Cadogan Petroleum Ян Барон.
Насилие и бессилие
Справиться же с огрехами судебной системы и произволом чиновников из государственных контролирующих органов, а зачастую и своих собственных, киевской власти не под силу. Ведь ввиду повышенного внимания к столице руководителей государства Александр Попов лишен самостоятельности и реальных рычагов влияния на ситуацию в городе.
«Я присутствовал на совещании губернатора Киевской области Анатолия Присяжнюк, собравшего полсотни основных инвесторов, своих замов и силовиков. Он сказал: эти люди ведут губернаторские проекты и им требуется полное ваше содействие. Столичных руководителей в такой ситуации никто даже не станет слушать», — рассказал бывший мэр Киева Иван Салий.
Желая совместить стратегические задачи города с политическими интересами своих лидеров, чиновники сами загнали себя в ловушку. Ведь способность власти гарантировать бизнесу свою дальнейшую поддержку будет во многом зависеть от результатов выборов в столице.
Поэтому до их проведения на активность инвесторов рассчитывать не приходится. Кроме того, председателю КГГА Александру Попову так и не удалось добиться слаженного взаимодействия внутри собственной команды: столичные чиновники по-прежнему ориентируются на кураторов своих сфер ответственности в органах центральной власти, практически не общаясь между собой.
При этом ни одно из подразделений мэрии, от которых зависит реализация инвестиционных проектов, не торопится самостоятельно делать первые шаги: инициировать землеотводы, разрабатывать проектную и техническую документацию. Поэтому и инвесторы не воспринимают обещания власти всерьез.
Обещать — не значит жениться
Иностранные и отечественные бизнесмены смогут поучаствовать в реализации 144 инфраструктурных проектов, общая стоимость которых оценивается в 125 млрд грн.
Иностранные и отечественные бизнесмены смогут поучаствовать в реализации 144 инфраструктурных проектов, общая стоимость которых оценивается в 125 млрд грн.
Такое предложение было озвучено Киевской госадминистрацией в рамках прошедшего на минувшей неделе Международного инвестиционного форума, на который съехались представители производственных, юридических и консалтинговых компаний, инвестиционных фондов, банков и отраслевых ассоциаций из Украины и более чем 100 стран мира.
Само по себе мероприятие было воспринято деловыми кругами позитивно. Тем более что председатель КГГА Александр Попов пообещал потенциальным инвесторам личное участие и поддержку в реализации стратегических для города проектов. По итогам форума чиновники даже подписали шесть меморандумов о намерениях на общую сумму более 30 млрд грн., что сопоставимо с инвестициями в экономику Киева за весь 2011 г.
Но на поверку оказалось, что четыре из них общей стоимостью 21 млрд грн. всего лишь завизированы представителями Госагентства инвестиций и управления национальными проектами. Это означает, что ни реального инвестора, ни денег под данные проекты пока нет. Да и остальные два документа не имеют никакого отношения к развитию городской инфраструктуры — это чисто коммерческие проекты частных компаний, под которые те не прочь заручиться поддержкой властей. К тому же это всего лишь меморандумы о намерениях, которые не накладывают на подписантов каких-либо обязательств.
Для того чтобы эти намерения воплотились в жизнь, необходимы положительные примеры сотрудничества бизнеса и власти и реальное желание чиновников создать для инвесторов благоприятные условия. Пока же представители столичной мэрии не могут похвастаться ни тем ни другим.
Зато негативных примеров хоть отбавляй. А тотальная коррупция и необходимость пройти все круги ада при оформлении разрешительной документации, процесс согласования которой может затянуться на многие годы, способна свести на нет все благие начинания городских властей.
Комментарии - 1