Yandex намерен продолжать экспансию на зарубежные рынки, не исключая привлечения для этого местных партнеров. В целом же компания рассчитывает стать третьим поисковиком в мире, пишет Вfm.ru.
Yandex подыскивает место на мировом рынке
Компания Yandex N.V., управляющая одноименной поисковой системой, продолжит международную экспансию. Об этом заявил генеральный директор компании Аркадий Волож. «Яндекс» как третий мировой поисковик — модель, которую мы будем прорабатывать», — заявил он.
Это решение вызвано тем, что объем российского интернет-рынка ограничен. По словам бизнесмена, в сложившейся ситуации рассматриваются два основных варианта дальнейшего развития компании.
Yandex N.V. принадлежит поисковая система «Яндекс», система контекстной рекламы Yandex Adwords, электронная почта, видеохостинг и более 30 других сервисов.
Yandex N.V. основана в 1997 году. Крупнейшим акционером является фонд Baring Vostok Capital Partners, контролировавший 22,6% капитала и 23,89% голосующих акций. Крупнейшие акционеры среди менеджмента: Аркадий Волож и Илья Сегалович, контролирующие 14,67% и 3,07% акций или 19,77% и 4,14% голосов соответственно.
Yandex N.V. принадлежит поисковая система «Яндекс», система контекстной рекламы Yandex Adwords, электронная почта, видеохостинг и более 30 других сервисов. По итогам 2011 года выручка составила 622 млн долларов, чистая прибыль — 179,3 млн долларов.
Первый вариант — самостоятельная экспансия в другие страны за пределами постсоветского пространства. Полтора года назад Yandex уже запустил собственный поиск по мировым сайтам. Для этого компания построила большой дата-центр в Неваде.
Впрочем, до сих пор за рубежом у Yandex есть лишь один полноценный проект — портал в Турции (yandex.com.tr), запущенный в сентябре 2011 года. Сейчас его посещаемость составляет около 130 тысяч пользователей в день, руководство компании ожидает дальнейшего роста до 1 млн пользователей. Если это произойдет, то Yandex станет вторым по доле рынка поисковиком в стране, уступая лишь Google.
«Если мы покажем, что можем придти в страну и стать там вторыми, то сможем продолжить активную экспансию в другие страны», — резюмировал Волож. Впрочем, он подчеркнул, что до конца 2012 года компания не будет выходить на иностранные рынки.
Второй вариант — игра на противоречиях между производителями «железа» и Google. Волож считает, что эпоха свободного Интернета заканчивается, и все большее количество пользователей будет существовать внутри закрытых платформ от определенного разработчика — Apple, Microsoft, Google. В такой системе основные доходы генерируют продажи техники, а доходы операторов поиска и облачных сервисов достаточно ограничены.
Купив Motorola, компания Google может, по мнению Воложа, организовать массовый выпуск дешевых смартфонов. В этом случае конкурентам Google придется серьезно озаботиться поисковыми технологиями.
В любом случае, в этом году Yandex намерен вложить в собственное развитие 18-20% годовой выручки, что составит около 160 млн долларов. Такой прогноз сегодня озвучил финансовый директор компании Александр Шульгин. Большая часть этой суммы пойдет на закупку серверов и строительство дата-центров.
Привлечение партнеров — более предпочтительная модель для Yandex, считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Анна Лепетухина. «Сильные локальные игроки существуют практически на всех рынках. Российская компания могла бы предоставлять им свою технологию поиска, а они в ответ занимались бы дистрибуцией продукта и настройкой морфологии», — пояснила она.
Отметим, по оценкам comScore, на сентябрь 2011 года Yandex занимал пятое место в мире по количеству обработанных поисковых запросов. Самый большой объем запросов в мире традиционно получает Google — 70% всех поисковых операций мира. На второй строчке оказался Baidu — крупнейший поисковый сервис Китая. Затем расположилось Yahoo! Этот поисковик работает на технологии Bing, разработанной Microsoft. Сам Bing занимает лишь четвертое место.
«В ближайшее время я не вижу ни одного шанса у Yandex переместиться на третье место. Только если компания сможет уговорить Micosoft закрыть Bing и начать пользоваться своим движком», — категоричен основатель сервиса статистики LiveInternet Герман Клименко.
По его словам, продвижение Yandex на Запад крайне похвально, но у компании по-прежнему есть существенный потенциал и на локальных рынках стран бывшего СССР. К примеру, Казахстан и Украина, где полностью доминирует Google. В Казахстане второе место занимает поисковик Mail.ru. «Не решив успешно вопрос доминирования в странах, где есть мощная российская диаспора, надеяться на успех в конкуренции на рынке чуждом — не очень разумно», — резюмирует Клименко.
Комментарии - 1