Накаленная еще неделю назад обстановка вокруг газовых переговоров Украины и России медленно разряжается. С одной стороны, наша власть в лице Николая Азарова заявляет, что готова идти на уступки, если они будут обоюдными, с другой, российская в лице главы МИД Сергея Лаврова говорит, что не так уж и против трехстороннего газового консорциума (раньше Россия примерялась просто к покупке нашей трубы, а мы были категорически против). И на этом фоне делаются первые реальные шаги, подготавливающие почву для создания такого консорциума: министр топлива и энергетики объявил о проведении тендера на отбор оценщика украинской газотранспортной системы. После тендера будет оценка, которая продлится около трех месяцев, пишет Сегодня.
Украинскую ГТС оценят: эксперты прогнозируют — в $30 млрд
Зачем оценивать?
Оценка ГТС — необходимое условие, чтобы вести полноценные переговоры о создании консорциума, так как именно ГТС будет в этом консорциуме долей Украины. Доля «Газпрома», скорее всего, будет в виде месторождений газа, а потенциальных партнеров из Европы — в виде денег на модернизацию ГТС. Впрочем, оценка ГТС точно так же нужна, если консорциум будет на двоих — без европейцев. И в том, и в другом случае основная цель украинской власти — добиться от Москвы пересмотра газового договора 2009 года, чтобы существенно снизить цену на газ для Украины (сейчас $413, планируется $210—250 за тысячу кубометров).
Что оценивать?
Понимание газотранспортной системы иногда упрощенно сводится к одним трубам, которых в нашей ГТС около 40 тысяч км. Но ГТС — это еще и компрессорные станции, которые прогоняют газ по трубам, и газоизмерительные станции на западной границе страны. И, самое главное, в состав ГТС входят самые крупные в Европе подземные хранилища газа (ПХГ) объемом 34 млрд кубов — а это существенный фактор, позволяющий «Газпрому» регулировать сезонную подачу газа в Европу.
Сколько?
Оценка стоимости украинской ГТС разнится — от $4 млрд, в которые ее якобы первоначально на переговорах оценил «Газпром», до $200 млрд, названных Юлией Тимошенко. Независимый эксперт Валентин Землянский называет свою цифру: «Газпром» недавно заявил, что Украина оценивает свою ГТС в $20 млрд. Но на самом деле $20 млрд назвали потому, что именно столько россиянам нужно вложить в «Южный поток», который они хотят строить в обход Украины. Мое мнение: белорусскую ГТС оценили в $5 млрд, наша в пять раз больше плюс имеет ПХГ, поэтому ее цена — $40 млрд. Но, думаю, оценочная стоимость будет посередине между $20 млрд и $40 млрд, то есть около $30 млрд. Что касается $200 млрд, которые назвала Юлия Тимошенко, то это цифра из известного анекдота: «Почему так дорого?» — «Да деньги очень нужны».
Советник Тимошенко по газовым вопросам, нардеп-бютовец Александр Гудыма даже не хочет говорить о стоимости ГТС, потому что считает оценку подготовкой к сдаче национальных интересов: «Здесь важно не во сколько оценят, а для чего проводится оценка, — только для того, чтобы продать или сдать в аренду. При этом нужно помнить старое заявление Владимира Путина, что он не собирается делить украинскую ГТС ни с кем».
Украинская власть отказалась от конфронтации с Кремлем: на пятничном заседании Совета национальной безопасности и обороны было решено отказаться от оспаривания газового договора Тимошенко—Путина. Но одновременно с этим на СНБО власти дали понять, что и сдавать позиции не собираются, рассмотрев вопросы диверсификации поставок газа в Украину, то есть поставок его не только из России. В этом контексте рассматриваются два варианта: поставок сжиженного газа из Катара и Азербайджана через терминал, который планируют построить на побережье Черного моря, а также через имеющийся терминал в Италии с прокачкой через ряд стран Европы. Министр ТЭК Юрий Бойко считает, что «итальянский» вариант может заработать уже через полгода.
Комментарии