В Брюсселе второй день решается судьба евро. Пока рынки реагируют негативно на заявления политиков и Европейского центрального банка.
Кризис ЕС: сколько будет стоить спасение евро
Первый день саммита ЕС по спасению евро в Брюсселе можно признать неудачным. Европейские рынки упали в среднем на 2% после того, как Европейский центробанк отказался скупать гособлигации, на что так надеялись инвесторы, которые, по мнению многих экспертов, уже начинают терять терпение.
Другим результатом первого дня саммита стал принять изменения договора ЕС, которые предлагали Николя Саркози и Ангела Меркель. Они настаивали на ужесточении контроля за расходованием бюджетных средств и объемов госдолгов всех стран-членов ЕС.
Накануне саммита глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу обзвонил лидеров всех стран и предупредил о серьезных последствиях принятия нового договора.
В результате после изнуряющих переговоров 17 стран еврозоны, к которым присоединились еще шесть стран ЕС, подписали пакт, имеющий статус межправительственного соглашения, а не договора Евросоюза.
Британия наотрез отказалась подписать его, а еще три страны — Венгрия, Швеция, Чехия — взяли тайм-аут.
Для рынков самым негативным сигналом стал отказ главы Европейского центробанка Марио Драги покупать гособлигации проблемных стран — с тем, чтобы снизить стоимость заимствований для Италии и Испании. В частности, инвесторы рассчитывали на то, что ЕЦБ разрешит центробанкам в отдельных странах через МВФ или стабилизационный фонд давать деньги правительствам проблемных стран на то, чтобы те справились с кризисом.
Драги эту идею отверг, повторив, что ЕЦБ запрещает национальным центробанкам финансировать правительства.
Такой же позиции придерживалась и Германия, напомнил в интервью Би-би-си главный экономист ING Group Марк Клифф. «Германия не хочет, чтобы ЕЦБ переходил грань между денежно-кредитной и фискальной политикой», — подчеркивает Клифф. Фискальная политика обычно проводится государством, а денежно-кредитная — центробанком страны.
«Однако, чтобы успокоить инвесторов, ЕЦБ нужно дать позитивный сигнал, — говорит Клифф. — Например, пообещав покупать гособлигации».
«Кризис в Европе длится уже три года», — напоминает Дэвид Бьюик из BGC Partners. Инвесторы начинают уставать от того, что ЕЦБ отказывается идти на покупку долговых облигаций, считает эксперт.
Речь шла о 200 млрд евро, из которых 150 млрд — деньги стран, входящих в зону евро, а 50 млрд — деньги стран-участников ЕС, не входящих в еврозону.
Скупать гособлигации — значит включить печатный станок и увеличить инфляцию. По оценке PricewaterhouseCoopers, при этом сценарии «рост инфляции будет намного выше планового показателя в 2%, а евро обесценится».
Среди других сценариев развития ситуации в еврозоне, по мнению PwC: плановые дефолты стран с большой долговой нагрузкой (в этом случае рецессия затянется на три года) и выход Греции из еврозоны (рецессии в этом случае в еврозоне не избежать, но она закончится быстрее, зато в Греции после возвращения национальной валю тырезко вырастет инфляция).
Алексей Голубович, председатель совета директоров «Арбат капитал», тоже не исключает выхода Греции из состава зоны евро.
«Возможно, что Греции и придётся выйти из еврозоны. Но выход крупной страны, тем более Германии или Франции, представляется почти невероятным, так как это разрушит сложившиеся торговые связи и навредит промышленности, особенно — экспортерам, а значит — приведет к росту безработицы и падению ВВП», — полагает эксперт.
Часть денег также должна быть направлено на увеличение капитализации европейских банков.
Ранее Евросоюз предложил, чтобы избежать их банкротства в случае дефолта отдельных стран. Отношение всех активов банка к рискованным не должно превышать 9%, предлагает ЕС.
Это оказалось строже условий, на которые банки рассчитывали изначально. К середине 2012 года европейским банкам в совокупности надо увеличить свой капитал на 270 млрд евро.
Эта регулирующая мера сразу же подверглась критике многих экономистов: во-первых, найти деньги на рынке во времена финансового кризиса не так просто, во-вторых, требования к увеличению капитализации банков должны выдвигать правительства отдельных стран, а не ЕЦБ, и, в-третьих, если уж и требовать увеличения капитализации, то на большую сумму, потому что 270 млрд евро будет недостаточно.
На данный момент, по подсчетам Европейской банковской ассоциации, недостаток в капитализации европейских банков составляет почти 115 млрд евро, из которых греческим банкам не хватает 30 млрд евро, испанским — 26 млрд евро, итальянским — 15 млрд.
Настоящим сюрпризом для ассоциации стали данные по Германии, в которой еще в октябре недостаток в капитализации составлял 5 млрд евро, а к декабрю он вырос до 13 млрд.
По мнению Алексея Голубовича из «Арбат капитала», евро до конца года будет дорожать, отчасти благодаря усилиям Марио Драги, «который делает все возможное, чтобы повысить цены европейских суверенных облигаций перед концом года и улучшить тем самым балансы банков еврозоны, которые нуждаются в сотнях миллиардов евро дополнительного капитала в 2012 году».
Комментарии - 1