Эпоха низких цен, по мнению авторов доклада McKinsey Global Institute (MGI), осталась в прошлом. С 2010 по 2030 год, по их прогнозу, мировой средний класс (те, кто может тратить 10-100 долларов в день по паритету покупательной способности) пополнится на 3 млрд человек с нынешних 1,8 млрд.
Миру грозит дефицит природных ресурсов уже в 2030 году
Скачок спроса произойдет именно в тот момент, когда поиск новых источников ресурсов затруднен или дорог, и нас ждет «ресурсная революция». Попытка удовлетворить растущий спрос пропорциональным ростом производства потребует дополнительных инвестиций до 3 трлн долларов в год — как минимум на 1 трлн долларов больше, чем мир инвестировал в обозримом прошлом, — и несет серьезные риски, отмечают авторы.
Потребление питьевой воды к 2030 году вырастет на 30%, и ее дефицит в засушливых странах обострится. Половина новых месторождений меди находятся в странах с высокими политическими рисками, а более 80% неиспользуемых плодородных земель находится в странах с неразвитой инфраструктурой или серьезными политическими проблемами. Причем рост инвестиций потребуется ровно в то время, когда деньги станут труднодоступными и дорогими, — дополнительные затраты на привлечение средств консультанты оценивают в 50-150 млрд долларов в год.
Если не просто наращивать производство, но и повышать его эффективность, можно сэкономить до 2,9 трлн долларов (в текущих ценах). А если устранить субсидии и другие льготы в энергетике, сельском хозяйстве, экономия может составить уже 3,7 трлн долларов в год.
Примерно 75% суммарной экономии можно достичь за счет использования 15 мер повышения эффективности, подсчитали консультанты. Из них три (энергоэффективность зданий, повышение производительности крупных ферм и снижение потерь продуктов питания) дают треть суммарного потенциала, а 80% возможностей экономии связано с развивающимися странами.
По мнению экономического обозревателя Максима Бланта, цены на сырье — все больше становятся категорией весьма относительной, которая зависит не столько от фундаментальных факторов, сколько от той денежно-кредитной политики, которую проводит основная часть экономически развитых стран. Триллионы долларов, то тут, то там мелькающие в докладе, страшны лишь на первый взгляд. За последние годы мир уже привык, что политические и денежные власти могут «из рукава» доставить триллионы, которых еще накануне просто в природе не существовало. Найдутся они и на инвестиции в добычу, когда в мире начнет ощущаться реальный дефицит сырья.
Рост сырьевых цен последнего десятилетия объясняется скорее общим обесценением денег — так называемой «инфляцией активов», которая с большой долей вероятности продолжится и даже серьезно ускорится. Что же касается довольно скромных темпов роста потребительской инфляции, то он свидетельствует, что мир довольно долго живет в условиях перепроизводства. И последний кризис, начавшийся как финансовый, в 2009 году сменился именно кризисом перепроизводства.
Комментарии