НБУ пойдет на крайние меры, если МВФ не выдаст очередной транш
Арбузов держит козыри в рукавах
Сегодня многих украинцев волнует вопрос: сможет ли Нацбанк Украины (НБУ) выполнить свою основную функцию по обеспечению стабильности гривны. В частности, опыт 2008 года показал, что НБУ не всегда был в состоянии справиться с этой задачей. Сейчас ситуацию усложняет возможное начало второй «волны» мирового финансового кризиса. Настораживает также неопределенность в получении Украиной очередного транша МВФ. Редакция «Минфина» решила выяснить: способен ли центральный банк Украины гарантировать стабильный курс гривны в экстренных условиях.
С приходом Сергея Арбузова на пост главы Нацбанка стала публичной информация об операциях регулятора по покупке в свои резервы различных валют — евро, английских фунтов стерлингов, швейцарских франков и австралийских долларов. В частности, с сентября 2010 года и до настоящего времени на сайте НБУ ежемесячно публикуются данные по объемам интервенций в разрезе валют. Исходя из этой информации, за последние 12 месяцев Нацбанк активно избавлялся от долларов и лишь в сентябре этого года продал всего 30 млн евро. При этом за аналогичный период регулятор купил более 3 млрд евро, более 2,1 млрд швейцарских франков, более 1,5 млрд австралийских долларов и более 600 млн английских фунтов стерлингов. Такая динамика объясняется тем, что банки продают НБУ валюту по установленному накануне вечером кросс-курсу в те дни, когда ее стоимость на мировом рынке резко снижается.
Золотовалютные резервы Нацбанка могут возобновиться?
Напомним, что в начале ноября 2008 года появилась информация, что резервы НБУ на конец октября лишь на 43% состоят из долларов США. С того времени подобную откровенность работники НБУ больше себе не позволяли. Очевидно, стоит принять эту цифру за отправную точку. Простая логика подсказывает, что Нацбанк, постоянно проводя долларовые интервенции, неуклонно уменьшал долларовую составляющую своих золотовалютных резервов (ЗВР). Об этом свидетельствует то, что за последние 12 месяцев НБУ было куплено лишь $322 млн, а продано — более $12,8 млрд.
Только на курсовой разнице в сентябре 2011 года регулятор потерял в общей сложности $1,28 млрд. Об этом свидетельствуют данные НБУ. В основном это произошло за счет снижения кросс-курса евро почти на 7%, а также за счет падения швейцарского франка к доллару почти на 13%. Больше чем на 10% по отношению к доллару упал и английский фунт стерлингов, и почти на 10% — австралийский доллар.
Как сообщалось ранее, была обнародована информация о том, что объем иностранной валюты в международных резервах Национального банка Украины сократился с $15,278 миллиарда в августе до $13,093 миллиарда к концу сентября 2011 года (см. на эту тему статью «Минфина» — «Арбузов тушит девальвационный пожар»). Таким образом, если сопоставить эту цифру с величиной курсовой разницы, можно сделать вывод, что почти вся иностранная валюта в ЗВР — это не доллары, а именно евро, фунты и франки. Следовательно, изменение их цены на мировом рынке сразу же будет ощутимо отражаться на состоянии ЗВР Нацбанка.
Впрочем, все не так печально. Так, в октябре наблюдается ситуация, диаметрально противоположная сентябрю. В частности, и евро, и фунт стерлингов, и австралийский доллар выросли к доллару, подрос даже швейцарский франк, который Центробанк Швейцарии привязал к евро. Следовательно, по итогам октября следует ожидать положительный эффект от курсовой разницы. Возможно даже, что рост ЗВР за счет курсовой разницы перекроет потери от долларовых интервенций НБУ. В таком случае по итогам октября ЗВР Нацбанка могут возобновить показатели конца сентября или даже выйти в небольшой плюс.
Национальный банк включает режим «жесткой экономии»
Стоит также обратить внимание на следующий немаловажный момент. В октябре НБУ, несмотря на постоянный спрос на валюту на межбанковском рынке, значительно уменьшил количество своих «вмешательств». Так, интервенции в этом месяце регулятор проводил всего 5 раз — 3 октября, 6 октября (в последний день платы за российский газ «Газпрому»), 12 октября и 13 октября (когда на межбанке наметился слабый рост доллара), а также 18 октября. Последние восемь торговых сессий межбанка обходились без помощи Нацбанка.
В то же время на банковском рынке продолжаются разговоры о том, что Нацбанк с помощью различных инструментов «зажимает гривневую ликвидность», вынуждая коммерческие банки продавать доллары из своих резервов и тем самым «гасить пожар своими средствами» (см. на эту тему статью «Минфина» — «Банки в ликвидном кризисе»). Монетарная база по итогам сентября уменьшилась на 5,5 млрд грн. А уровень процентных ставок на кредиты овернайт в гривне для коммерческих банков дошел до отметки 30%. Остатки на корреспондентских счетах комбанков колеблются в пределах 12-14 млрд грн, что с трудом позволяет обеспечивать нормальную работу банковской системы.
Уменьшая гривневую ликвидность, Национальный банк «играет с огнем», и коммерческие банки постоянно ему на это намекают, однако пока стратегия регулятора срабатывает.
НБУ помогает Министерству финансов, увеличивая свой портфель ОВГЗ
Одной из опасностей для стабильности национальной валюты является отток и уменьшение объема иностранных инвестиций в экономику страны. В последние месяцы также наблюдался выход инвесторов из облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). По состоянию на начало октября этого года в портфеле НБУ находилось 53% общего объема ОВГЗ, нерезидентам же принадлежало всего 3,5%. В то же время и коммерческие банки, и прочие держатели ОВГЗ практически потеряли к ним интерес — и связано это было в первую очередь с распространившимся опасением скорой девальвации гривны. В этой ситуации Министерство финансов было вынуждено с целью привлечения потенциальных инвесторов, выпустить ОВГЗ с так называемой «валютной привязкой», и лишь это позволило подогреть интерес потенциальных инвесторов (см. статью «Минфина» — «ОВГЗ пустили на девальвацию»).
При этом появилась неофициальная информация о том, что Нацбанку пришлось выкупить гривневые ОВГЗ у коммерческих банков, чтобы те согласились пополнить свои портфели «валютными». Об этом может свидетельствовать тот факт, что за октябрь портфель ОВГЗ в собственности НБУ увеличился на 5 млрд грн и составил 55,4% общего объема ОВГЗ.
Как видим, Нацбанк пытается взаимодействовать с Министерством финансов. Впрочем, возможности НБУ не безграничны, так как объем допустимой эмиссии для Нацбанка четко прописан и контролируется МВФ.
НБУ придется пойти на крайние меры, если МВФ не выдаст очередной транш
Как известно, 25 октября в Украину прибыла рабочая группа МВФ. На повестке дня вопрос о выдаче МВФ третьего транша в рамках согласованной в 2010 году кредитной программы. Украина выполнила практически все требования МВФ. Остался нерешенным один момент — повышение цен на газ для населения с целью уменьшения общей нагрузки на бюджет. Однако вопрос повышения цены на газ в нынешних условиях является сугубо политическим.
Вопрос предоставления или непредоставления очередного транша МВФ важен для Украины и как сигнал для внешних инвесторов, которые в последнее время значительно «охладели» к Украине. Пока МВФ не даст денег, внешние рынки заимствования для Украины также будут закрыты. А по старым долгам — надо рассчитываться.
В случае если МВФ все таки не выдаст деньги, у НБУ очевидно в «глубоких карманах» припасены еще несколько «козырей», которые пока регулятор держит «на черный день». Один из них — введение обязательной продажи поступающих в Украину валютных средств в размере 50% от валютной выручки — а может и выше.
Егор Зеленский
Комментарии - 12
money.comments.ua/2011/11/01/299341/arbuzov-dogovorilsya-platit.html
«… Это будет СТИМУЛИРОВАТЬ наших экспортеров заключать: а) контракты с Россией; б) заключать их в рублях. Но! Обратная сторона медали — таким образом нас ПЛАВНО… без нажима… будут толкать в Таможенный Союз. По большому счету — это (переход на оплату в рублях), с моей точки зрения, задуман был, чтобы Украина «не сприснула» с иглы ТС»
«… Набить резервы «русским деревянным» — и компенсировать им отток долларов — эт гениальная находка. Так можно и до 50 млрд. довести :) Вот только ЧТО будет с резервами, когда рубль обвалится? Или кто-то верит, что рубль будет ВЕЧНО стоять на текущих отметках?»
Может, таки подумают — да и скажут: «Нет, давайте как раньше — баксами»…
Ну не совсем же идиоты… Или...?
Насчет «обязательной продажи» — это даже не козырный туз. Это ДЖОКЕР, ее будут держать на «черный день». Лишь бы не передержали…