Минфин - Курсы валют Украины

Установить
7 сентября 2011, 9:38 Читати українською

Фонды очистят банковские «авгиевы» балансы

Венчурные фонды смогут покупать у банков стрессовые активы

Фонды очистят банковские «авгиевы» балансы
Банкиры смогут избавиться от проблемных кредитов с помощью фондового рынка Фото с сайта: donbass.ua

Украинские банки смогут продавать проблемные активы венчурным инвестфондам без формирования под них дополнительных резервов. Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) уже запустила пилотный проект, который до конца 2011 года должен протестировать механизм передачи прав требования по кредитным договорам от банка к венчурным ИСИ. Эксперты утверждают, что такая возможность позволит банкам полностью очистить свои балансы от безнадежных кредитов без дополнительных затрат, высвободив замороженные резервы в размере более 80 млрд грн. А для венчурных фондов откроется новый сегмент рынка для дополнительного заработка.

В случае успеха заявленного проекта будут приняты поправки в законодательство. ГКЦБФР утвердит дополнительные нормативные акты, которые позволят всем венчурным фондам держать в своих активах проблемные банковские кредиты. «Вреда от передачи проблемных активов банками в венчурные фонды не будет. Ведь что-то же делать надо. Если нужно почистить банковскую систему от «зловонных авгиевых отходов», и эту функцию могут взять на себя венчурные фонды, то почему бы и нет», — отметил управляющий активами ИК «Онлайн Капитал» Михаил Ройко.

По данным Нацбанка (НБУ), за I полугодие этого года общая просроченная задолженность заемщиков банков увеличилась на 1,8% до 86,4 млрд грн, что составляет около 10% общих обязательств банков. Хотя, по данным «Минфина», сумма проблемных кредитов в 4 раза превышает официальные данные (более 300 млрд грн).

Как рассказал «Минфину» генеральный директор «Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса» (УАИБ) Андрей Рыбальченко, предполагается не передача, а именно купля-продажа проблемных банковских кредитов, которые оформляются путем переуступки прав требования (договорами цессии). «Одно юридическое лицо не может просто так передать обязательства и права другому», — подчеркнул он

Как уточнил генеральный директор КУА Elliott Asset Management Михаил Умников, на данном этапе речь идет лишь о методологическом урегулировании вопроса привлечения в состав активов венчурного института совместного инвестирования (ИСИ) прав требования по договорам займов путем заключения договоров цессии. «Есть очень много вопросов юридического направления — как передаются те или иные группы активов, как продается залоговое имущество, и как к этому будет относиться налоговая», — добавил директор КУА «Западная инвестиционная группа» Зорян Михайляк.

Капитальные первопроходцы

Напомним, что на днях ГКЦБФР сообщила о создании рабочей группы, в состав которой, кроме представителей госкомиссии, вошел НБУ, Министерство финансов, Госфинуслуг, УАИБ, компании по управлению активами (КУА), коммерческие банки, Международная финансовая корпорация (IFC), компания Ernst & Young и другие. В частности, был сформирован финальный список участников пилотного проекта — КУА «БИ-ЭЛ-АР», КУА «Реноме-2008», КУА «Западная инвестиционная группа », КУА «Примоколект-Капитал» и КУА «ИФГ Капитал Венчурные фонды». Эти КУА — единственные компании, которые сегодня могут получить право выкупа проблемных активов. К ним были выставлены определенные требования и рекомендации относительно самих фондов. Например, прописано, что желательно создавать новые фонды, которые будут заниматься исключительно проблемными кредитами.

Как выяснил «МФ», в рабочей группе также стоял вопрос о том, чтобы в понятие «проблемных активов» включить также просроченные коммунальные сборы, мобильную связь и услуги «Воля-Кабель», но госкомиссия не поддержала эту инициативу. «ГКЦБФР хочет, чтобы это были, во-первых, только корпоративные коммерческие кредиты, а во-вторых, только банковские проблемные кредиты, согласно их классификации НБУ», — подчеркнул господин Михайляк. В ограничениях пилотного проекта утверждено, что передаваться в венчурные фонды будут только кредиты юридических лиц и, возможно, физических, но не потребительского характера.

Схемотехника в работе

После перехода прав цессии в венчурные фонды требования, установленные в  кредитном договоре, меняться не будут. В целом схема довольно проста: банк окончательно продает проблемный актив в венчурный фонд, далее идет работа по взиманию или продаже этой задолженности. Фонд будет продавать непосредственно сами активы и зарабатывать на разнице между ценой их покупки и продажи.

По словам господина Ройко, такие же схемы работают в Европе и в Америке. «Важно зачистку сделать сейчас, чтобы «мертвые не держали живых за ноги». Венчурные фонды потом смогут продавать эти активы, рано или поздно на них появится спрос», — считает он.

Также возможен другой вариант. К примеру, иностранные инвестфонды, которые специализируются на недооцененных активах (это касается корпоративного сектора кредитования), покупают такие долги с большими дисконтами. При этом покупаться будет не сам долг компании, а полностью предприятие, погрязшее в кредитах. Эти иностранные инвестфонды сейчас только присматриваются к украинскому рынку.

Резервные коллизии

Открытым остается вопрос относительно того, будут ли банки формировать резервы под активы, проданные венчурному фонду. Как сообщалось ранее, Нацбанк обязал банки резервировать 100% средств в случае продажи проблемных кредитов аффилированной структуре (смотрите статью «Минфина» -  «Банки оголятся»).

При этом эксперты утверждают, что банк, который продаст проблемные активы не аффилированной КУА, сможет обойти норму НБУ относительно формирования 100% резервов. «Это не переданные, а проданные активы. Поэтому, соответственно, ничего формировать не надо. Сегодня банки под эти активы сформировали резервы — это огромные замороженные средства, которые лежат, и банки не могут их использовать. Отсюда и берет начало идея пилотного проекта. То есть, если будет отчуждение этих проблемных активов, банки смогут разморозить свои резервы», — рассказал «МФ» Андрей Рыбальченко.

Кроме того, по словам Михаила Ройко, если сейчас обложить банки дополнительными расходами, то эта схема не сработает. «Для того чтобы очистка банков от стрессовых активов сработала, для этого нужно делать схему незатратной», — сказал он.

Марк Поллок

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться