По окончании Первой мировой войны была произнесена фраза: «Нефть была кровью войны, теперь ей предстоит стать кровью мира». Как следует из книги американца Дэниела Ергина «Добыча», эта формула еще более актуальна сто лет спустя.
Как мир сел на нефтяную иглу
В ноябре 1918 года, через несколько дней после окончания Первой мировой войны, британский лорд Керзон заявил: «одной из наиболее поразительных вещей», которые ему довелось увидеть во время войны во Франции и Фландрии, «были длинные колонны грузовиков».
Автомобильный транспорт, получивший гигантское развитие в годы Первой мировой в странах Антанты, использовал революционный по тем временам источник энергии, что и обеспечило союзникам немалое преимущество в борьбе с Германией. По словам Керзона, «дело союзников плыло к победе на нефтяной волне». Германия полагалась на мощь своих сталелитейных заводов и производства угля, но не сумела вовремя осознать, что кровеносной системой войн ХХ века будет нефть, и в результате проиграла.
Этот эпизод приведен в книге американского исследователя Дэниела Ергина «Добыча. Всемирная история борьбы за нефть, деньги и власть». Второе, дополненное издание книги, за которую ее автор был удостоен в Америке Пулитцеровской премии, вышло по-русски в издательстве «Альпина Паблишер».
Роскошный том (более 900 страниц), который спонсировали крупнейшие нефтяные компании мира, а вице-премьер Игорь Сечин удостоил собственноручного предисловия, — книга во всех отношениях примечательная. Если не считать общей беды российского книгоиздания постсоветского периода — трудностей перевода, — это одна из лучших книг последних лет, увидевших свет на русском языке. Что касается перевода, то он выполнен несколькими переводчиками, и это заметно. Приступая к чтению, трудно не обратить внимание на такие неловкие словосочетания, как «переднее крыльцо», на котором сидят исторические персонажи, — калька с американского front porch.
Но все эти частности быстро забываешь на фоне захватывающего повествования, которое представляет мировую историю последних двух столетий с точки зрения того, как на нее повлияла нефть.
Взгляд на человеческую историю через историю того или иного продукта или товара — популярная тенденция последнего времени. Мне доводилось читать выходившие в Соединенных Штатах разной степени компетентности, но неизменно интересные, историю великих географических открытий как историю борьбы за обладание специями; всемирную историю соли, трески и даже устриц. Каждое из этих исследований претендует на нечто большее, чем просто занимательное изложение фактов.
История борьбы за добычу нефти на этом фоне, конечно, — вещь гораздо более значительная, поскольку такова роль нефти в современном обществе. При всех надеждах на альтернативные источники энергии, мы живем в «углеводородном веке» и, по-видимому, будем жить в нем еще достаточно долго. С 1990 по 2008 гг. мировое потребление нефти выросло почти на 30%. За это же время потребности Индии в нефти увеличились вдвое, а Китая — втрое. Россия, и мир в целом, явно не собираются слезать с нефтяной иглы.
В этой связи особенно интересно узнать, когда и при каких обстоятельствах человечество село на эту иглу.
Наверное, первая ключевая дата — 1861 год. Это год начала Гражданской войны в Соединенных Штатах, предлогом для которой послужил обстрел южанами Форт-Самтера. Практически в те же дни на другом конце страны, в штате Пенсильвания, забил первый фонтан нефти. Можно спорить, какое из этих событий сыграло более важную роль в истории, но одно несомненно: под грохот орудий эпической битвы между Севером и Югом, в американской глуши, в Пенсильвании, начинался нефтяной век. Кстати, гражданская война, как это впоследствии будет случаться с каждой войной в мире, гигантски увеличила роль нефти. До 1861 г. американский Север в экономическом отношении жил продажей хлопка, производившегося на Юге. С началом войны поставки хлопка прекратились, и североамериканскому бизнесу нужно было срочно найти не менее важный экспортный товар. Им и оказалась пенсильванская нефть.
Сейчас уже мало кто помнит, что в 19 веке нефть использовали не как источник энергии, а как источник света (а до этого — как лекарственное средство от болезни горла и ревматизма). Изобретение керосина в Америке, как пишет Ергин, продлило активную жизнь американским фермерам. Раньше они укладывались спать с заходом солнца и проводили половину суток в постели. Когда в американскую глубинку пришла керосиновая лампа, люди стали читать, и это имело немедленные последствия для американской экономики.
Кстати, саму по себе керосиновую лампу изобрели не в Америке, а в нынешней Западной Украине, а коммерциализировали в Вене, откуда началось ее триумфальное шествие по миру, которое сопоставимо с завоеванием человечества смартфонами iPhone в наши дни.
Другая важнейшая веха в истории подсаживания мира на нефтяную иглу — рубеж ХХ века, когда изобретенный в конце века XIX двигатель внутреннего сгорания начал получать распространение по обе стороны Атлантики. Главное событие в этом отношении произошло в 1914 году. Обратите внимание, опять этап в покорении мира нефтью вновь совпадает, и вновь совершенно неслучайно, с началом новой войны.
Уинстон Черчилль, в бытность главой Адмиралтейства, принимает историческое решение: перевести крупнейший в мире военно-морской флот, британский, с угля — на мазут. Это решение, которое сегодня выглядит очевидным, отнюдь не представлялось таковым сто лет назад. Англичане владели огромными запасами лучшего в мире каменного угля (который импортировала даже Россия), а нефть в мире добывали далеко от Британских островов. И никто не мог сказать, насколько хватит ее запасов.
Тем не менее, Черчилль энергично начал переводить британские ВМС на жидкое топливо, что спасло англичан в войне с Германией. Для обеспечения поставок сырой нефти английское правительство поддержало загибавшуюся к тому времени нефтяную концессию своего соотечественника в Персии. От тогдашней бедствовавшей Англо-персидской нефтяной компании берет начало один из сегодняшних мировых гигантов British Petroleum.
В наши дни, когда связь между нефтью и войнами воспринимается как нечто почти естественное (ливийские повстанцы не успели захватить Триполи, как цены на нефть на мировых рынках поползли вниз на ожиданиях будущего роста экспорта), гораздо труднее представить, что в истории нефтедобычи было место романтике. Но оно было, причем с участием таких неромантических персонажей, как голландский глава Royal Dutch/Shell Джон Детердинг и армянский миллионер-нефтеторговец Галуст Гюльбенкян. Оказывается, оба волочились за русской красавицей Лидией Павловой, женой бывшего царского генерала. Однажды Детердингу не хватило свободных средств, чтобы расплатиться за бриллианты, купленные для Лидии у Картье. Соперник галантно ссудил голландцу 300 тысяч долларов (крупная сумма в начале 20-х годов прошлого века). Но когда Детердинг женился-таки на русской, Гюльбенкян не стерпел обиды, и бывшие партнеры рассорились не на шутку. Армянин утешался в объятиях многочисленных любовниц, причем одна из них всегда обязательно была — по предписанию лечащего врача — моложе 18 лет. Этому правилу Галуст Гюльбенкян не изменял (в отличие от своей жены, которой как раз всегда изменял) даже в восьмидесятилетнем возрасте, чего совершенно не скрывал.
По сравнению с такими нравами капитанов нефтяного бизнеса, дело бывшего главы МВФ Доминика Стросс-Кана не выглядит столь сенсационным. В этом смысле история, рассказанная в книге «Добыча», демонстрирует определенную преемственность. Разница, впрочем, в том, что в наше время за подобные вольности даже самый известный бизнесмен рискует сесть в тюрьму. Сто лет назад, — и это последняя цитата из работы Дэниела Ергина — один американский сенатор заметил по поводу оправдания известного предпринимателя, обвинявшегося в моральном разложении: «В Соединенных Штатах невозможно осудить миллион долларов».
Комментарии - 1