На прошедшей в Киеве Ассамблее стран-доноров Украине пообещали выделить 550 млн евро на завершение проектов, призванных сделать Чернобыльскую АЭС экологически безопасной системой. И хотя эти средства не в полной мере удовлетворили надежды официального Киева, в украинском правительстве уже поспешили заявить, что собранных средств хватит на переход к активной фазе работ на чернобыльских объектах, в том числе и на «Укрытии». Насколько реально нынешнему Кабмину справиться с чернобыльской проблемой, покажет время. Однако сам факт того, что Украине удалось собрать беспрецедентную сумму, уже сегодня внушает умеренный оптимизм…
Чернобыльские проекты выходят из «летаргического сна»
Тому, что Украина смогла реанимировать интерес мировой общественности к чернобыльской проблеме, который в апреле удалось успешно трансформировать в реальные суммы в евровалюте, способствовали как внутренний, так и внешний факторы. Первый выражается в том, что, начиная с 2010 года, страны-доноры, в первую очередь ЕБРР как распорядитель чернобыльских фондов, начали иметь дело с реальным переговорщиком внутри страны. В условиях трехполярной напряженной политической модели, существовавшей в Украине в период 2005-2009 гг., такого единого ответственного переговорщика Европа попросту не имела. И хотя контракты на возведение нового безопасного конфаймента (НБК) и завершение строительства промежуточного хранилища отработанного топлива (ХОЯТ-2) были подписаны в 2006-2007 гг., дальше бумажных деклараций, увы, дело не шло, чернобыльские проекты продолжали пребывать в вялотекущей стадии. Свидетельством того, что Европа стала доверять Украине, является, в частности, заявление вице-президента ЕБРР Хорста Райхенбаха, который в ходе прошлогодней встречи с первым вице-премьер-министром Украины Андреем Клюевым отметил, что с тех пор, как новое руководство украинского правительства стало контролировать проекты на ЧАЭС, начал наблюдаться ощутимый прогресс в их реализации. При этом еврочиновник не забыл упомянуть, что именно при правительстве Януковича в 2007 году были подписаны пообъектные контракты по ЧАЭС. Более того, еще одним немаловажным «внутренним» сигналом для стран-доноров являлось принятие Украиной в 2010 году решения увеличить свой вклад в Фонд «Укрытие» более чем вдвое — до 104,1 млн долларов. При этом симптоматична сама подоплека данного решения – приобретение самостоятельного права голоса в распределении финансирования чернобыльских проектов. А ведь ранее украинские чиновники попросту отказались от этого права, отдав все в руки клерков из ЕБРР.
Что же касается внешних факторов, то тут, безусловно, главенствующую роль сыграла авария на японской «Фукусиме». Именно эта планетарная трагедия позволила странам-донорам, преимущественно европейским и США, убедительно выглядеть в глазах собственных налогоплательщиков при объяснении своей щедрости на фоне с трудом выкарабкивающихся из кризиса национальных экономик. Также нельзя исключать, что японская авария отчасти позволила вытеснить из коллективной памяти принципиальных европейцев коррупционный шлейф чернобыльских проектов, выплывший наружу в 2006 году (дело представителя RWE Nukem Райнера Геринга).
Как бы там ни было, но факт остается фактом — Украине пообещали 550 млн долларов. Тем более, что с учетом дополнительного письменного аванса Барака Обамы в 123 млн долларов и вероятности изменения в недалеком будущем своего мнения странами-отказниками, денег в принципе должно хватить. Это подтверждают и профильные украинские чиновники. «Я считаю, что апрельскими мероприятиями (ассамблея и научно-практические конференции в Киеве) нам успешно удалось решить проблему активизации чернобыльских программ. Это действительно прорыв», — отмечает глава Государственного агентства по управлению зоной отчуждения Владимир Холоша.
С ним согласен и директор ГСП «ЧАЭС» Игорь Грамоткин, подчеркивающий, что собранные средства позволят ускорить переход от бумажной стадии проектов к непосредственным работам на объектах.
По последним оценкам экспертов ЕБРР, общая стоимость работ по преобразованию ЧАЭС в экологически безопасную систему (в настоящее время речь идет о т.н. «буром пятне», а не об отброшенном в виду невыполнимости термине «зеленая лужайка») оценивается в 1,54 млрд евро, при этом две трети указанной суммы стоит строительство нового безопасного конфайнмента (НБК). Накануне апрельских встреч дефицит средств по НБК оценивался в 600 млн евро, по Счету ядерной безопасности, из которого финансируется строительство хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ-2), — 140 млн евро. Таким образом, с учетом обещанной в Киеве суммы «непокрытыми» на сегодня остаются 190 млн евро, которые украинская сторона планирует дособрать «по ходу дела».
Что касается самих объектов, то наиболее важным проектом на площадке станции в настоящее время является НБК. Существующий саркофаг над 4-м энергоблоком, по последним оценкам с учетом проведенных стабилизационных работ, гарантированно простоит до 2023 года и поэтому заявленная на сегодня консорциумом NOVARKA дата ввода в эксплуатацию НБК — лето 2015 года — в смысле критичности сроков вполне приемлема. При этом стоит отметить, что, несмотря на нерешенность вопроса финансирования, подрядчик фактически приступил к работам на объекте еще в начале 2010 года.
На сегодняшний день, отмечает Грамоткин, практически в завершающей стадии находятся подготовительные земляные и инфраструктурные работы. Уже с лета прошлого года подрядчик приступил к забиванию свай под опоры будущего фундамента НБК. Также разрешен вопрос демонтажа и строительства новой вентиляционной трубы, поскольку старая мешала надвижке конфаймента. По словам Грамоткина, к изготовлению секций будущего конфаймента подрядчики приступят в 2012 году. Их будут собирать в Италии, а затем доставят на площадку ЧАЭС. Директор станции убежден, что при условии ритмичности финасирования сроки по введению НБК в эксплуатацию, заявленные подрядчиком, абсолютно выполнимы, и позволят с 2015 года перейти ко второму этапу выполнения проекта – созданию инфраструктуры для демонтажа нестабильных конструкций существующего саркофага.
Второй немаловажной проблемой на площадке станции является строительство промежуточного сухого хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ-2). Потребность в нем связана с тем, что существующее пристанционное мокрое хранилище ХОЯТ-1 после завершения выгрузки топлива из всех реакторов ЧАЭС способно вместить сборки в режиме максимально допустимого «уплотнения» (Госатомрегулирование с большим скрипом давал в 2010 году ГСП разрешение на перемещение в него топлива из бассейнов выдержки 3-го энергоблока). Стоит отметить, что строительство хранилища ведется с переменным успехом уже почти 13 лет. И даже смена в 2005 году неудовлетворяющего по темпам и качеству работ французского концерна Framaтome ANP на американскую Holtec International не вполне решила проблему ускорения реализации проекта. В ходе консультаций с заказчиком строительства Holtec, кивая на кризис, попытался почти вдвое увеличить заявленную стоимость работ по объекту. Однако украинская сторона настояла на невозможности такого удорожания и, в конце концов, в феврале этого года аппетит американцев удалось поумерить, снизив стоимость работ с запрошенных 470 до 255 млн евро.
Как рассказал Грамоткин, на сегодняшний день проектная документация по достройке ХОЯТ-2 проходит государственную экспертизу. Предполагается, что к концу года подрядчик приступит к выполнению работ на объекте, который окончательно планируется сдать «под ключ» в 2015 году.
Состояние по другим объектам оценивается не столь критично. Уже сданы в эксплуатацию все лоты комплекса по переработке твердых радиоактивных отходов (РАО). Завод по переработке жидких РАО, фактически построенный еще в 2006 году, наконец-то дождался новых подрядчиков в лице консорциума украинских компаний в составе «Укрэнергомонтаж», «ЮТЭМ» и «Львовэнергоремонт», с которыми, как отмечает Грамоткин, недавно подписан соответствующий контракт. Директор станции прогнозирует, что пуско-наладочные работы на объекте завершатся до конца этого года и он будет сдан в эксплуатацию.
Как видно, ситуация с «физическим» выполнением чернобыльских проектов на сегодняшний день вполне сносная, что вселяет умеренный оптимизм. Ведь, как свидетельствует опыт прошлых лет, зачастую чернобыльские проекты увязали в бумажной волоките, перемещаясь с одного чиновничьего стола на другой. Остается надеяться, что теперь их удастся довести до полного завершения. Как заявил первый вице-премьер-министр Андрей Клюев, который как раз и курирует их выполнение, правительство продолжит контроль соблюдения графиков проведения работ на ЧАЭС.
Впрочем, необратимо приближается осень 2012 года, а значит — грядут очередные парламентские выборы. Не хотелось бы, чтобы возможная очередная смена политической конфигурации снова загнала чернобыльские проекты в состояние вялотекущего летаргического сна.
Комментарии