Кажется, что после многочисленных попыток Соединенным Штатам все-таки удалось уничтожить доверие к американскому доллару. Учитывая его статус резервной валюты, вес на финансовых рынках, а также экономическую мощь и политическую позицию Соединенных штатов, это была не простая задача. Но для того чтобы добиться желаемого Вашингтон выбрал правильного человека – Бена Бернанке. Благодаря геркулесовым усилиям Бернанке, инвесторы по всему миру наконец-то отбросили свою инфантильную веру в то, что американский доллар останется валютой-последним убежищем.
Доллар потерял 5% своей цены
Доказательством успехов Бена может служить сравнение того, как валютные рынки реагировали на текущий кризис на Ближнем Востоке и на финансовый кризис 2008 года. В то время инвесторы в поисках убежища закрыли свои валютные позиции и бросились в американский доллар, а в особенности в американские казначейские облигации. В результате притока этих фондов американский доллар вырос на 20% с августа по ноябрь 2008 года.
Тем не менее, во время последнего раунда глобальной дестабилизации такого же ралли доллара не произошло. Вместо этого доллар потерял 5% своей цены с начала тунисской революции в декабре 2010 года. Причина этому ясна, - Фед проинформировал международных инвесторов о том, что он спустит с поводка очередной раунд девальвации доллара при первых признаках экономической слабости, угрозы дефляции или роста доллара. Только на прошлой неделе Бернанке в очередной раз дал ясно понять, что несмотря на признаки роста (по его мнению) внутри страны и за рубежом и разрастание глобальной инфляции, Соединенные Штаты не прекратят печатание денег, даже когда это делают другие страны. Этот архитектор американской монетарной политики открыто заявил, что порча доллара продолжится в обозримом будущем.
Почему международные инвесторы, ищущие «тихой гавани» будут вкладывать свои активы в суверенные долги США, зная все это? Если верить Бернанке, то продолжающаяся экономическая слабость в США удешевит низкодоходные гособлигации из-за инфляции, а слабеющий доллар подорвет их ценность в реальных терминах. Это двойной удар, которого попытаются избежать все разумные инвесторы. Мировые ЦБ, для которых благоразумие далеко не первый приоритет, не случайно сегодня покупают рекордную долю аукционов американских облигаций.
В действительности Фед обладает куда меньшим контролем над ценой доллара, чем центральные банкиры в Пекине. Редкий экономист не согласен с тем, что американский доллар без поддержки Китая был бы покойником. Все последние двадцать лет монетарный порядок, в рамках которого юань был привязан к доллару, служил интересам обеих стран. США наслаждались потоком дешевого импорта, преимуществами сверх низких процентных ставок и сильной валютой. Китайцы получили процветающую экспортную экономику, составляющую около трети ВВП страны и значительный контроль над будущим Соединенных Штатов. Для поддержания привязки китайскому ЦБ приходилось печатать триллионы юаней и постоянно держать на балансе более 1 трлн резервных долларов США.
Но в последнее время привязка, приведшая к огромному росту предложения денег и инфляции в Китае, превратилась в обузу, особенно с китайской точки зрения. Последние данные по динамике китайского предложения денег М2 показывают рост на 17,2% год на год, что, в свою очередь, вызвало рост индекса потребительских цен на 4,9%.
Китайская инфляция толкает вверх цены на экспортируемые страной товары. По данным февральского опроса Global Sources, основного сайта по стимулированию торговли с материковым Китаем, экспортные цены на различные китайские товары вероятно вырастут в ближайшие месяцы, особенно если стоимость основных материалов и компонентов продолжит расти. Опрос 232 китайских экспортеров показал, что 74% респондентов увеличили экспортные цены в 2010 году. Американское Бюро трудовой статистики заявило в январе, что его индекс цен на импорт из Китая вырос на 0,9% в четвертом квартале, после отсутствия изменений в течение 18 месяцев. Крупнейшая экспортно-ориентированная китайская провинция, Гуандон, недавно заявила о повышении минимального размера оплаты труда на 19% в марте.
Суть здесь вот в чем – Китай сохраняет привязку для того, что не допустить роста экспортных цен в долларах. Но сегодня она все равно заставляет цены на экспорт расти. В результате все эти меры больше не работают. Очевидно, что угроза для китайского экспорта сохранится независимо от того позволят они своей валюте вырасти или нет. Но сильная валюта создаст преимущества роста внутреннего потребления, а от слабой валюты толку вообще нет.
Китайское правительство пойдет путем сохранения и балансирования своей экономики и одновременного обогащения всего населения, а не путем бесконечной инфляции. Китаю хочется надеяться на то, что увеличивающаяся покупательная способность сильной валюты даст возможность растущему среднему классу заменить американских потребителей в качестве конечного рынка для китайских товаров. США придется создавать диверсифицированную производственную базу и сделать это быстро, прежде чем резко растущие процентные ставки, падающий доллар и скачки инфляции похоронят их экономику.
Недавняя реакция доллара на хаос на Ближнем Востоке и китайскую инфляцию ясно показывают, что мы подошли к решающему моменту в американской истории. Следующая декада станет временем, когда доллар США потеряет свой статус мировой резервной валюты. И как бы ни силен был этот удар, он сможет дать необходимый шок для того, чтобы вернуть нашу экономику на жизнеспособный путь. Настоящая опасность лежит в отказе приспосабливаться к меняющейся реальности. Наши сегодняшние экономические вожди ведут себя так, как будто бы статус доллара высечен в камне, когда на самом деле он висит на волоске.
Комментарии - 1