Волнения в Ливии распространились на западные районы страны, сторонники свержения Муаммара Каддафи ведут бои за город Аз-Завия. По информации Reuters, антиправительственные отряды взяли под контроль город Зуара, расположенный в 120 км к западу от Триполи. Волнения в Ливии начались с города Бенгази и перекинулись на восток страны. По свидетельству очевидцев, оппозиционеры патрулируют также улицы города Мисрата, расположенного в 200 км восточнее Триполи. Сегодня бойцы 32-ой бригады (ею командует сын Муаммара Каддафи Хамис) вытеснили протестующих из районов, прилегающих к городскому аэропорту.
Управляемый хаос в Ливии становится неуправляемым
Ливийская география мало известна внешнему миру, и нынешние боевые действия порождают повышенный интерес к ней: одним из самых популярных новостных запросов в поисковой системе Google стала карта Ливии.
Столица страны, где проходят митинги сторонников и противников режима, похоже, остается в руках центрального правительства. Как сообщают очевидцы, на улицах присутствуют полицейские, они, как обычно, занимаются регулировкой движения.
Восстание в Ливии продолжается уже 10 дней. Точных данных о погибших нет. По информации МИД Италии, погибли, по меньшей мере, 1 тысяча человек. По данным оппозиционеров, так называемый революционный корпус использовал для подавления недовольных режимом граждан боевые вертолеты и африканских наемников. Сегодня в Бенгази жители заперли в здании городского суда около десятка предполагаемых наемников — граждан африканских государств и жителей юга Ливии — и допрашивают их.
Сын Муаммара Каддафи Сейф аль-Ислам в интервью местному телевидению назвал заявления оппозиционеров и журналистов о бомбежках городов и сотнях погибших ложью. Он заверяет, что вся энергетическая система страны, аэропорты и школы «открыты и работают в обычном режиме», передает «Аль-Арабия». «Братьев-арабов» самый вероятный преемник Муаммара Каддафи назвал подстрекателями, которые распространяют фальшивые слухи, и пообещал устроить журналистам пресс-тур, чтобы те «узнали правду» о происходящем в Триполи и других городах. Вместе с тем местная оппозиционная пресса настаивает на своем. По информации СМИ, близ Бенгази обнаружены обломки военного самолета «Су-22». По информации журналистов, два его пилота катапультировались, отказавшись выполнять приказ о бомбардировке жилых районов.
А пока режим пытается переманить протестующих на свою сторону. Комитет общественной безопасности страны призвал оппозиционеров сложить оружие, за сданные автоматы и пистолеты им посулили награду и освобождение от наказания. Кроме того, деньги обещаны тем, кто выдаст зачинщиков акций протеста — людей, которые якобы манипулируют молодежью, снабжают ее деньгами, обмундированием и — экстази.
Происходящее в Ливии ввергло в панику импортеров нефти. К 13:35 мск цена на баррель нефти Brent взлетела до 119,79 доллара, но затем скорректировалась до отметки в 114 долларов. По подсчетам аналитиков Reuters, экспорт нефти из Ливии снизился, по меньшей мере, на 400 тысяч баррелей. По информации главы итальянской ENI Паоло Скарони, Триполи сократил добычу с 1,6 млн до 1,2 млн баррелей. Беспокойства добавляет и тот факт, что Ливия в отличие от других стран – членов ОПЕК добывает высококачественную нефть. По мнению трейдеров, дефицит может восполнить Саудовская Аравия, но она пока никаких официальных заявлений по этому поводу не делала.
Борьба кланов
По оценке ливийского специалиста по межплеменным отношениям Фараджа Абдульазиза Наджама, в стране насчитывается около 140 племен и кланов (их члены проживают, в том числе, в Тунисе, Египте и Чаде), но только 30 из них имеют реальный вес. Самые влиятельные из арабских племен — бени салам (Киренаика) и бени хилал (район Триполи). Около 15% населения Ливии ни к каким племенам не принадлежат.
Межплеменные отношения — фундамент государственного устройства Ливии, на их основе даже получают работу, особенно на госслужбе, пишет «Аш-Шарк Аль-Аусат». Основу силовых структур во многом составляют клан аль-каддафа (до прихода Каддафи к власти он ничем себя не проявлял) и магариха. К последнему принадлежит экс-премьер Абдессалам Джаллуд, бывший на протяжении долгого времени правой рукой Каддафи. Старейшины этого племени пока о своей позиции относительно происходящего не заявляли, но некоторые его представители участвовали в акциях протеста.
По оценке экспертов, магариха обладает самым высоким потенциалом для осуществления переворота, так как члены этого племени занимают высокие посты в правительстве и службе безопасности. К этому племени принадлежит и Абдельбасет аль-Меграхи, осужденный в Великобритании за взрыв самолета над шотландским Локерби в 1989 году. В 2009 году он был освобожден и отправлен в Ливию в связи с ухудшением состояния здоровья. Лояльность магариха, по мнению политологов, — это плата племени Муаммару Каддафи за приложенные усилия по возвращению Аль-Меграхи на родину.
Впрочем, как пишет «Аш-Шарк Аль-Аусат», о себе может заявить и имеющее сильные позиции племя завария, вожди которого ранее угрожали снять Муаммара Каддафи с нефтяной иглы, если он продолжит кровопролитие.
Паранойя как способ правления
С момента прихода к власти Каддафи он постоянно стравливал между собой ливийские племена, возвышая то одно, то другое, отмечает газета The Wall Street Journal. Тем самым Каддафи пытался лишить политической и социальной базы своих потенциальных соперников. В итоге структура власти в стране приобрела нынешние хаотические очертания, в рамках которых конкурирующие между собой организации причудливо взаимодействуют с неэффективной ливийской бюрократией.
Как говорит активист оппозиции Хафед аль-Гвелл, «в стране создана система, при которой одни комитеты возглавляют другие комитеты, подчиняющиеся третьим комитетам, которыми руководят бандиты». Главная опасность, которую видит для Ливии оппозиционный деятель, заключается в том, что в стране отсутствуют нормальные институты на национальном уровне, которые могли бы поддерживать порядок. «В результате мы получим обанкротившееся государство — с нефтью, но без центральной власти или институтов, которые могли бы помочь переходу к гражданскому демократическому правлению».
Властный механизм, созданный за годы правления Муаммара Каддафи, представляет собой слоеный пирог, где на разных уровнях находятся технократы и невероятно раздутые штаты госслужащих, которыми командуют «ревкомы», — что-то среднее между «политическими комиссарами» и порученцами лидера, которым вменено в обязанность следить за порядком. Комитетчики в основном состоят из членов племени полковника Каддафи. Их другой задачей является обеспечивать лояльность граждан по отношению к верховному лидеру и продвигать в народные массы его эклектическую идеологию.
Менее всего означенных комитетчиков можно считать подвижниками: за свою работу они получают солидное материальное вознаграждение, включая дома и автомобили, сообщает WSJ. Поскольку вся эта квазипартийная идеологизированная структура густо замешана на племенных нравах и законах, то практическим результатом правления Каддафи стало еще большее разобщение страны по племенному признаку. «Вытоптав» все вокруг себя, Каддафи не оставил фактически ни одной независимой фигуры, которая могла бы попытаться заполнить стремительно образующийся вакуум власти, пишет американская газета.
Комментарии - 4