По данным НБУ, за июнь объем кредитов юрлицам увеличился на 0,6%, за май — на 0,2%, за апрель — на 0,9%. Естественно, эту статистику бурным ростом не назовешь, однако постепенное оживление налицо. Очевидно, первыми активно начнут получать кредиты крупнейшие корпорации. Банкиры считают их наиболее платежеспособными юрлицами: как правило, они неплохо пережили кризис, имеют экспортную выручку и положительную кредитную историю.
Почему ставки по корпоративным кредитам будут снижаться уже в этом году
Таких клиентов в Украине не больше двух сотен, и за каждого из них развернулась нешуточная конкуренция между банками. Рано или поздно эти компании начнут диктовать банкам свои условия и это может ускорить снижение кредитных ставок. Причем снижение это будет касаться не только крупнейших корпораций, но и всех остальных юрлиц.
Оттолкнуться от дна
Теоретически банки уже сейчас могли бы начать активное кредитование. На их счетах накопилось избыточное количество свободных денег, которые можно было бы выдавать компаниям. По данным НБУ, в июне средства на корреспондентских счетах банков увеличились на 66,9% — до 28,6 млрд грн. Часть из них можно направить на новые займы. Однако финучреждения боятся использовать эти деньги. «Основной гривневый ресурс банков — это краткосрочные (полгода-год) депозиты. Его нельзя использовать для кредитования на 2–5 лет, слишком рискованно: все уже обожглись на этом в начале кризиса», — объясняет аналитик ИК «Тройка Диалог Украина» Евгений Гребенюк.
Выходом могло бы стать возобновление валютного кредитования, которое сейчас практически остановлено. Иностранные банковские группы «накачивали» долларами и евро своих украинских «дочек» — к середине 2010 года у них скопилась избыточная валютная ликвидность. При этом деньги у европейцев «длинные» (до 3–5 лет): зачастую они получали долгосрочную финансовую помощь от таких организаций, как ЕБРР и IFC. Этот ресурс можно было бы использовать в конечном итоге для кредитования украинских компаний, причем долгосрочного. «Банкиры давно обсуждают возможность косвенного разрешения валютного кредитования, что оживило бы рынок, — объясняет Евгений Гребенюк. — НБУ мог бы продавать специальные ценные бумаги (свопы), которые гарантировали бы банкам покупку-продажу доллара за гривню по фиксированной цене». При такой схеме валютные риски финучреждений берет на себя Нацбанк, покрывая разницу между текущим курсом и курсом, который заложен в своп. К слову, это дополнительно бы мотивировало НБУ поддерживать стабильность курса гривни.
Очная ставка
Невозможность использовать избыточную ликвидность — далеко не единственная причина ограничения кредитования юрлиц. У банков по-прежнему очень высок уровень проблемных кредитов. По оценкам аналитика ИК BG Capital Виталия Ваврищука, в начале этого года 24% кредитов были проблемными
(с просрочкой по платежам более 90 дней). «Сейчас их около 30%, а к концу года показатель достигнет своего пика — 35%, — убеждает эксперт. — Это связано с неудовлетворительным качеством портфелей банков, рекапитализированных государством, и банков, в которых введена временная администрация НБУ». Поэтому многие финучреждения сосредоточили свое внимание на работе с уже существующим кредитным портфелем, им не до новых кредитов.
Кроме того, потенциальных заемщиков отпугивает слишком высокая процентная ставка, по которой банки готовы выдать кредит: минимум под 22–25% годовых в гривне. Например, львовский отельный комплекс «Днистер» получил 120 млн грн от ВТБ Банка под 22% годовых всего на 12 месяцев. На таких же условиях получил кредит Каменец-Подольский консервный завод от банка «Клиринговый дом». Впрочем, подобные условия для большинства компаний неприемлемы, поскольку это больше показателя рентабельности. Поэтому, по данным Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка, банки выдают кредиты в основном тем клиентам, которые исправно обслуживают уже взятые.
Зато постепенно оживает кредитование малого бизнеса. По данным Простобанк Консалтинга, в начале июля кредиты МСБ предлагали 25 банков. Из крупных финучреждений это Universal Bank, Альфа-Банк (Украина), ВТБ (Украина), Правэкс, ПИБ, Форум и другие. Средняя процентная ставка также очень высокая — около 24–25% в гривне. Как ни странно, многие мелкие предприниматели готовы брать дорогие кредиты.
«В последние три месяца у нас оживление: к нам ежемесячно приходят 500–600 новых клиентов», — говорит Игорь Дорошенко, заместитель председателя правления по розничному бизнесу Universal Bank. По его словам, деловая активность у малого бизнеса традиционно выше, чем у других юрлиц, поэтому они быстро приспособились к новым ставкам.
Впрочем, действительно массовым кредитование компаний станет тогда, когда ставки возвратятся к докризисному уровню — 15–17% в гривне. По прогнозам Евгения Гребенюка, это может произойти не ранее второго полугодия 2011-го, до конца этого года ставки будут постепенно снижаться и достигнут в среднем 20% для юрлиц. Согласен с ним и Игорь Дорошенко: «Ставки по депозитам до конца года снизятся на 3–4 п. п., синхронно должны будут снизиться ставки по кредитам».
Комментарии - 1