Первый летний месяц принес новые ожидания для рынка. На прошлой неделе нефть котировалась выше $70 за баррель.
Аналитический обзор: Цены на топливо могут снизиться на 3-5% к началу второй декады июня
Так, 4 июня североморский эталон стоил $71,9 за баррель, а российская смесь Urals — $71,6 за баррель в Средиземноморье. Как долго рынок будет стабильным, говорить сложно.
В поисках движения
Украинскому рынку от европейской константы в течение последней недели ни холодно, ни жарко. Спрос на месте, цены практически замерли. Ситуация может измениться, только если выйдет из строя на длительный период один из украинских НПЗ. Пока прогнозы переработки на июнь не дают повода для дестабилизации: уже на полный месяц работы стартовала «Галичина» (50-60 тыс. тонн), на одной первичной переработке продолжит работать «Укртатнафта» (до 300 тыс. тонн), в 20-х числах июня возобновит переработку после профилактики «Линик» (около 70 тыс. тонн). Одесский НПЗ из-за вынужденной остановки в конце первой декады июня планирует переработать 170-180 тыс. тонн.
По итогу июня, согласно планам заводов, ожидается увеличение переработки на 10-15% по сравнению с маем 2010 года.
Сообщения с европейского рынка нефтепродуктов не вносили больших изменений с конца мая. Так, 4 июня бензин А-95 10 ppm котировался на уровне $682 за тонну, а ДТ с серой 0,1 — $637 за тонну. Впрочем, застой европейского рынка не придал большого оптимизма: трейдеры остаются в неопределенности, ведь не известно, в какую сторону повернутся котировки на европейской площадке.
Украинские производители в течение прошлой недели меняли цены сдержанно: вниз тарифы пошли только в «Укргаздобыче» (минус 100 грн. за тонну на все нефтепродукты) и на Одесском НПЗ (-400 грн. за тонну бензина А-92, -350 грн. за тонну А-95, -200 грн. за тонну дизельного топлива).
Как анонсировалось ранее, в предложениях «ТНК-ВР Коммерс» появились продукты производства Мозырского НПЗ, которые будут закрывать потребности контрагентов компании в топливе на период ремонта Лисичанского НПЗ. Кроме того, трейдеры сообщают о намерении «ТНК-ВР» укрепиться на топливном терминале в Новограде-Волынском.
По итогу первой июньской недели, согласно мониторингу Uресо, в Украине были зафиксированы следующие котировки на цистерные партии топлива (грн. за тонну): А-76/80 — 8,24 тыс.; А-92 — 8,46 тыс.; А-95 — 8,57 тыс.; дизельное топливо — 6,91 тыс.
Неожиданный удар
Розничный рынок продолжил спускаться с «Эвереста цен». Следом за операторами из Львова и Луцка, которые «упали» ниже 8 грн. за литр по «девяносто пятому» на последних майских выходных, последовали сети «Лукойла» и «ТНК-ВР» и ряд региональных операторов. Так, сеть «КЛО» порадовала клиентов в понедельник снижением цен на все виды бензина и дизельное топливо на 10 коп. за литр. Во вторник киевская сеть отняла от стоимости А-76 и А-92 по 5 коп. за литр, а литр «девяносто пятого» подешевел еще на 10 коп. за литр и достиг уровня 7,95 грн.
Соседи из «БРСМ-Нафта» были откровеннее и за неделю снизили стоимость бензина А-95 на 13 коп., до 7,69, дизельного топлива — на 7 коп., до 6,77 грн. за литр. Еще один столичный оператор «Рось» вовсе поразил своей щедростью: если в понедельник цены А-76, А-92 и ДТ снизились на 5 коп., то «девяносто пятый» за неделю упал на 25 коп., до 7,80 грн. за литр.
Неординарным событием прошлой недели стало снижение стоимости топлива у крупнейших операторов Крыма. Так, АТАН, ТЭС, «Современник» отняли от А-95 20 коп. за литр и 10 коп. на литр — на ДТ, установив соответственно отметки в 8,00 и 7,10 грн. за литр. Оператор «Укр-Петроль» в аналогичных с крымскими сетями пропорциях снизил стоимость нефтепродуктов, установив на стелах 7,80 грн. за литр напротив А-95 и 6,88 грн. за литр — на дизтопливо.
Shell частично прислушался к настроениям рынка: А-92 за неделю подешевел у оператора на 6 коп. за литр, «девяносто пятый» — на 11 коп. за литр. V-Power 95 стал доступнее на 10 коп. за литр, однако уже в среду прибавил 4 коп., до 9,29 грн. за литр. Дизельное топливо Shell упало в цене на 5 коп., до 7,15 грн. за литр. Отчасти пассивность к снижению цен объясняется новой акцией, которая стартовала в сети Shell. Согласно условию мероприятия, накопленные прежде баллы на смарт-карте активно меняются на небывалую для рынка скидку: 15 смарт-баллов меняются на скидку 40 коп. на литре топлива. Возможно, таким образом компания решила отблагодарить своих постоянных клиентов за высокую покупательную способность в период таких же высоких цен на топливо. Впрочем, не исключено, что акция скрывает еще один мудрый маркетинговый ход от крупного игрока на рынке.
В итоге асинхронного снижения в рознице средние показатели в Украине по состоянию на 7 июня составили (грн. за литр): А-76/80 — 7,03; А-92 — 7,53; А-95 — 7,97; ДТ — 7,02.
«Священная» война
Пожалуй, самую большую интригу минувшей недели сплели два крупных заядлых конкурента украинского рынка. Если «Приват» на протяжении второй недели подряд затаил дыхание (то есть держит цену) перед очередным, наверняка, «приятным» сюрпризом для ритейлеров, то место главного социального героя в Украине поспешила занять «ТНК-ВР». Отминусовав в понедельник на синих и оранжевых станциях соответственно 5 и 9 коп. на литре «девяносто пятого» (7,99 и 7,95 грн. за литр), «танкисты» в пятницу передали горячий привет днепропетровцам, да впрочем, и остальной публике. В результате на станциях «ТНК» и Formula в конце рабочей недели среди крупных операторов, за исключением сети «Укр-Петроль» и нескольких заправок «Укрнафты» в Запорожской и Хмельницкой областях, была зафиксирована самая низкая цена на «девяносто пятый» — 7,85 грн. за литр.
Как видим, налицо результат жесточайшей конкурентной борьбы на рынке, по которой, в принципе, давно соскучились в АМКУ. По всей видимости, новый руководитель розничного бизнеса «ТНК-ВР» в Украине Хюб Стокман применил к стратегии развития выросшего в 2010 году розничного сегмента компании свежий взгляд, на который нынче с опаской поглядывают другие украинские сетевики.
Как бы там ни было, летний сезон стартовал с сине-оранжевых АЗС, и вполне вероятно, что пример «танкистов» окажется заразительным для других национальных операторов, поэтому дальнейшее падение цен неизбежно. Главный вопрос — как низко они могут упасть? К примеру, в «Галнафтогазе» (бренд «ОККО») заверяют, что у разных брендов разный продукт, а значит, необходимо учитывать премию на качество. При этом львовяне говорят, что нынешняя стела уже учитывает грядущее повышение акцизов на бензины.
Таким образом, если акциз в течение недели останется на прежнем уровне (110 евро за тонну), то операторы ко второй декаде июня должны «подвинуться» по цене девяносто пятого бензина минимум до 7,80 грн. за литр, а имеющие более дешевые ресурсы — до 7,50 грн. за литр.
Комментарии