Четверть украинских компаний в 2009 году сталкивались с фактами корпоративного мошенничества. Таковы результаты ежегодного исследования аудиторской компании «Эрнст энд Янг».
Уровень корпоративного мошенничества в Украине — один из самых высоких в мире
Для сравнения, в странах Центральной и Восточной Европы этот показатель составляет 14%, а в России — 10%.
Как констатируют эксперты «Эрнст энд Янг», во время кризиса уровень мошенничества в бизнесе вырос. Если в прошлом году только 13% опрошенных по всему миру компаний говорили, что им известны факты мошенничества в их компании, то в этом году о нарушениях знают уже 16%. Помимо Украины, наибольший уровень злоупотреблений имеет место в странах Западной Европы и Латинской Америки — о фактах мошенничества заявляют 21% опрошенных. Меньше всего склонны нарушать корпоративное законодательство в Австралии и на Дальнем Востоке.
Высокие показатели Латинской Америки и Западной Европы не обязательно означают, что нарушения законодательства в бизнес-сфере в этих регионах больше, чем, к примеру, в России. Разница объясняется корпоративной политикой западных компаний. Они более открыты, а значит, их менеджмент лучше осведомлен о внутренних процессах.
Меры пресечения мошенничества во всех странах довольно схожи, Украина — не исключение. Корпоративный сектор предпочитает проводить внутренний контроль и аудит. Достаточно распространены проверки со стороны руководства, а также внешний аудит деятельности компаний.
В компании «Эрлан» (ТМ «Биола») для противодействия фактам мошенничества тщательно подбирают персонал компании. «Мы стараемся мошенничество предупреждать еще на стадии подбора кадров. Мы интересуемся не только послужным списком, но и запрашиваем отзывы о сотруднике на предыдущих местах работы», — говорит PR-директор компании Анна Юнге.
В компании «Сандора» существует четкий перечень действий, которые считаются корпоративным мошенничеством. «Политика детально описывает, какие действия относятся к мошенничеству и какая административная или даже уголовная ответственность применяется к нарушителям. Введена система внутреннего аудита, проверяющая ее знание и понимание», — говорит Елена Стоянова, директор по маркетингу «Сандоры».
В табачной компании JTI система противодействия мошенничеству строится в трех направлениях — стандартизация внутренних процессов в компании, разграничение сфер компетенций сотрудников, а также контроль и отчетность. «В качестве резервного в JTI существует механизм сообщения о подозрительных действиях и операциях. Сотрудник, который замечает что-либо подозрительное, может тут же сообщить об этом либо местному руководству, либо доверенным сотрудникам на месте или в главном офисе компании в Женеве», — говорит директор по вопросам соблюдения корпоративных норм в СНГ, Адриатике и Румынии Дмитрий Редько.
КАК ЧАСТО КОМПАНИИ СТАЛКИВАЛИСЬ С ФАКТАМИ КОРПОРАТИВНОГО МОШЕННИЧЕСТВА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 2 ГОДА, %*
Украина |
24 |
Западная Европа |
21 |
Латинская Америка |
21 |
Средний Восток и Африка |
18 |
Центральная и Восточная Европа |
14 |
Япония |
12 |
Северная Америка |
9 |
Дальний Восток |
8 |
Австрия |
8 |
* компании из общего числа опрошенных, которые сталкивались с мошенничеством
Данные «Эрнст энд Янг»
МЕРЫ ПО СНИЖЕНИЮ РИСКОВ МОШЕННИЧЕСТВА, %
Украина |
В мире |
|
Внутренний контроль |
64 |
74 |
Внутренний аудит |
64 |
65 |
Проверки со стороны руководства |
56 |
55 |
Внешний аудит |
40 |
45 |
Обучение и коммуникация в области противодействия мошенничеству |
36 |
51 |
Стимулирование и защита информаторов |
24 |
42 |
Регулярная ротация персонала |
8 |
31 |
Данные «Эрнст энд Янг»
Комментарии