Без этой дополнительной рекапитализации Родовид Банку, который будет осуществлять расчет с вкладчиками Укрпромбанка, не удастся выполнить нормативы НБУ.
Для выплаты вкладов Укрпромбанка потребуется дополнительно 8,6 млрд
Как стало известно «Делу», вчера состоялось заседание руководства Нацбанка и временных администраторов Родовид Банка и Укрпромбанка, на котором было принято окончательное решение, какие именно пассивы «Укрпрома» будут переведены в Родовид Банк. «Мы получим пассивов на 6,93 млрд грн. В эту сумму входят все депозиты физлиц и средства на их текущих счетах», — сообщил временный администратор Родовид Банка Сергей Щербина.
С переводом активов все не так однозначно. «Мы поставили условие: либо нам дают хорошие кредиты, или мы не возьмем ничего. Если розничных кредитов Укрпромбанка нам не дадут, тогда и его отделения нам брать не имеет смысла», — говорит Сергей Щербина. По его расчетам, если «Родовид» не получит кредитов «Укрпрома», то ему может понадобиться докапитализация на 8,6 млрд грн, что на 3 млрд грн больше, чем ранее утвердил Нацбанк.
Стоит отметить, что сумма в 8,6 млрд грн на 1,7 млрд больше, чем общая задолженность «Укрпрома» перед населением, но на 0,3 млрд грн меньше, чем понадобилось бы государству для его рекапитализации. Докапитализация Родовид Банка будет проходить в два этапа. Первый — перед переходом пассивов Укрпромбанка. Сумма первого транша уже установлена НБУ и составляет 5,6 млрд грн (облигациями внутреннего госзайма). В Министерстве финансов уже и с датой внесения гособлигаций в капитал Родовид Банка определились — 4 ноября. Второй этап докапитализации планируется после перевода активов.
Сумма второй докапитализации зависит от того, какая часть активов Укрпромбанка попадет в «Родовид». При самом пессимистичном сценарии, когда в «Родовид» не переходят кредиты «Укрпрома», государству придется увеличить его капитал на 8,6 млрд грн, что на 3 млрд больше, чем было запланировано. Поэтому чем больше активов будет переведено в «Родовид», тем меньше будет сумма докапитализации.
75% активов вне зоны доступа
Всего активы Укрпромбанка на начало октября составляли немногим более 15 млрд грн (с учетом резервов). Но в Родовид Банк может попасть не более 25% его активов. Так как часть кредитного портфеля юрлиц Укрпромбанка заложена в НБУ под рефинансирование, а оставшаяся часть — это проблемные кредиты, которые в «Родовиде» брать не хотят. Основные чаяния Сергей Щербина возлагает на перевод розничных кредитов и части отделений.
«Кредиты физлиц Укрпромбанка составляют 2,8 млрд грн, балансовая стоимость отделений — 0,8 млрд грн. Итого 3,6 млрд грн можно будет перевести. После переоценки этих активов, которую нам будет делать компания «Эрнст энд Янг», на баланс Родовид Банка может попасть около 1 млрд грн», — утверждает временный администратор.
Однако пока окончательное решение по сумме переводимых активов не принято, и в «Родовиде» надеются договориться о переводе большей части качественных активов. «После перевода активов станет окончательно понятно, какая докапитализация нам еще необходима. Но мы все-таки надеемся отобрать активов на такую сумму, чтобы при их переоценке нам не пришлось просить у Минфина дополнительные средства», — говорит Сергей Щербина.
Дальняя дорога к вкладу
Вкладчики «Укрпрома» смогут получить доступ к своим средствам уже в ноябре. Выплачивать депозиты в «Родовиде» собираются без ограничений по суммам. Но в банке надеются, что около половины вкладчиков не станут забирать свои средства.
Однако могут возникнуть некоторые трудности с получением вклада. Если отделения Укрпромбанка не перейдут в Родовид Банк, то жителям отдельных регионов придется за своими деньгами ехать в другой город. «У нас единственная нестыковка идет по Винницкой и Закарпатской областях, некоторым вкладчикам Укрпромбанка придется ехать в наше отделение за 20-30 км», — говорит Сергей Щербина.
Опасность для гривни
Макроэкономисты отмечают, что выплата даже половины депозитов Укрпромбанка может повлиять на стабильность национальной валюты. «Часть полученных гривневых вкладов население конвертирует в валюту и этим может спровоцировать скачок курса доллара. После чего НБУ придется либо сдерживать курс путем увеличения предложения валюты, либо допустить новый виток девальвации», — считает старший экономист инвестиционной группы «Сократ» Михайло Сальников.
Комментарии