Государство будет строить дороги к Евро-2012 в долг. Укравтодор получил право расплачиваться с подрядчиками векселями, платежеспособность которых будет подтверждать Минфин.
Укравтодор будет строить дороги без денег
В Укравтодоре уверяют, что уже провели переговоры с подрядчиками и готовы расплатиться с ними векселями на 2 млрд грн. Сами строители такого оптимизма не разделяют. Учитывая длительный срок обращения, долговые расписки будут продаваться на вторичном рынке с дисконтом в 50%, считают финансисты.
Правительство нашло способ профинансировать подготовку к Евро-2012 в условиях дефицита денег в госбюджете. Госслужба автомобильных дорог (Укравтодор) получила возможность расплачиваться с поставщиками товаров, исполнителями работ и услуг, связанных со строительством дорожных объектов, необходимых для проведения чемпионата Европы по футболу в 2012 году, векселями,– следует из обнародованного вчера постановления Кабинета министров #841. Авалировать векселя будет Министерство финансов, а проводить их учет – Ощадбанк. Авалированный таким образом вексель означает гарантию его оплаты средствами государственного бюджета будущих периодов.
Проценты по векселям составят ставку рефинансирования Нацбанка (в ходе аукциона 5 августа она составила 17% годовых) плюс 2,5% и будут начисляться с даты учета векселей Ощадбанком. Укравтодор получил право выпускать долговые расписки с 29 июля, а погашаться они будут лишь через три года – сразу по завершении чемпионата. Оплата будет осуществлена в период с 1 сентября по 1 декабря 2012 года.
Верховная рада 1 июля внесла изменения в госбюджет на текущий год и обязала Нацбанк перечислить в бюджет в течение II полугодия не менее 9,8 млрд грн прибыли за 2009 год. Эти средства предполагалось направить на строительство объектов к Евро-2012. Но 3 августа президент Виктор Ющенко ветировал соответствующий закон. Примечательно, что постановление #841, предлагающее альтернативный механизм финансирования Евро-2012, принято за несколько дней до применения вето. «Правительство с самого начала было готово решать проблему финансирования объектов к Евро-2012 независимо от факта ветирования этого закона»,– объяснил министр Кабинета министров Петр Крупко.Как пишет газета, глава Укравтодора Вадим Гуржос уверен, что с принятием этого постановления у ведомства появилась возможность расплатиться с генподрядчиками строительства объектов к Евро-2012. «Мы проводили консультации с нашими генподрядчиками, и они, понимая, что это лучше, чем ничего, предварительно согласились на такой формат расчетов»,– сказал он. По словам господина Гуржоса, ведомство планирует выпуск векселей на сумму до 2 млрд грн. В госбюджете-2009 на финансирование программы по подготовке к Евро-2012 заложено в стабфонде 4,35 млрд грн, отмечает издание. Расплатиться с предприятиями долговыми расписками будет сложно. «Мы продолжаем сотрудничество, ведь около 50% заказов на строительство дорог – наши,– отметил заместитель генерального директора ФПГ Альтком Михаил Ковалев.– Но либо оплата векселями должна быть частичной, либо банки должны принимать векселя в залог. Иначе как мы векселями заправим технику, закупим битум и выплатим зарплату?» Эксперты подтверждают сомнения бизнеса. «Компании не могут себе позволить работать в долг, тем более что выплата по векселям зависит от прибыльности проведения футбольного турнира. При этом многие генподрядчики строительства таких объектов – портфельные инвесторы, которые могут в любой момент уйти из страны»,– отмечает директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава. А финансовый эксперт Эрик Найман сомневается в перспективах продажи векселей на вторичном рынке: «Эти векселя будут авалированы, поэтому теоретически их перепродажа возможна. Но дисконт будет достигать 50%, что сделает такие сделки невыгодными».
Комментарии