Сегодня высокоскоростной поезд «Сапсан» Российских железных дорог совершил первую демонстрационную поездку по маршруту Москва — Санкт-Петербург. Поезд двигался по маршруту со скоростью от 160 до 250 км/ч. В то время как российские железнодорожники анонсируют старт инновационного развития данного вида транспорта, украинские пересматривают программу внедрения скоростного движения в Украине. Новая стратегия предусматривает, что «Укрзалізниця» закупит поезда, скорость движения которых будет до 160 км/ч. Хотя еще до недавнего времени обещали 220 км/ч.
Наши поезда самые...
Российские реалии
«Сапсан» – высокоскоростной электропоезд серии «Velaro RUS» производства компании «Сименс Транспортные Системы», способный развивать максимальную скорость 250 км/ч. С вводом поезда в эксплуатацию, время в пути из Москвы до Санкт-Петербурга составит 3 часов 45 минут. Сейчас время курсирования поездов составляет от 4 часов 30 минут до 8 часов. Для сравнения, среднее время для путешествия из Москвы в Петербург самолетом (с учетом дороги до аэропорта и из него, регистрации на рейс, полета) — не менее 5 часов.
Российские железнодорожники называют срок договорной приемки и ввод в коммерческую эксплуатацию первого поезда – декабрь 2009 года. В течение 2010 года будут поставлены и введены в эксплуатацию остальные составы. Контракт с «Сименсом» предусматривает поставку 8 поездов серии «Velaro RUS». Стоимость контракта – 276 млн. евро. Договор технического обслуживания поездов предусматривает такое обслуживание в течение 30 лет на сумму 354,1 млн. евро. Поезда будет курсировать на линиях «Москва – Санкт-Петербург» и «Москва – Нижний Новгород».
Примечательно, что в поезде использовано более 150 уникальных российских разработок. Более того, сегодня зарубежные производители транспортной техники заявляют о готовности перенести производство поездов в Россию при увеличении объемов заказа поездов, причем речь идет не только о компании «Siemens».
С утверждением правительством РФ «Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года», по сути, была сформирована программа строительства и модернизации железных дорог на долгосрочную перспективу. Благодаря этому программному документу, предусматривающему активное развитие скоростных и создание высокоскоростных магистралей, ОАО «Российские железные дороги» стало приобретать новые типы подвижного состава для пассажирского сообщения.
Реалии украинские
В Украине, по итогам I квартала 2009 года, Государственная администрация железнодорожного транспорта «Укрзалізниця» приняла решение пересмотреть проект внедрения скоростного ж/д движения в связи с нехваткой средств необходимых для реализации проекта. Теперь она намерена закупить поезда, скорость движения которых будет составлять до 160 км/ч, а не до 220 км/ч как планировалось ранее.
«Для существенного увеличения скорости (до 220 км/ч) необходима коренная модернизация всей транспортной системы, которая требует огромных капиталовложений, а следовательно, неизбежно приведет к повышению стоимости проезда. Учитывая интересы пассажиров и собственные инвестиционные возможности, „Укрзалізниця“ несколько скорректировала свои планы», — говорится в сообщении «Менеджмент консалтинг групп», консультирующей украинских железнодорожников.
Начальник Главного пассажирского управления «Укрзалізниці» Игорь Бреус поясняет: «Концепция развития скоростного движения была разработана на период до 2015 года, но с учетом изменений в экономике… Все хорошо понимают, что скоростное движение — это достаточно затратное дело, которое включает в себя комплекс работ по модернизации путевого хозяйства, энергоснабжения, связи и т.д. Сейчас разрабатывается концепция на период до 2020 года с реализацией скорости до 160 км/ч».
Между «Укрзалізницей» и корейской компанией «Hyundai Rotem» уже подписан меморандум, согласно которому последняя поставит в Украину межрегиональные электропоезда и дизель-поезда. Комплексная программа обновления железнодорожного подвижного состава Украины на 2008-2020 год предусматривает покупку 17 единиц скоростных межрегиональных поездов с системой двойного питания.
«Мы изучали возможных поставщиков подвижного состава, ориентируясь на три основных критерия: комфорт и удобство для пассажиров, цена и финансовый механизм закупки (лизинговые схемы предоставления кредитов), — отметил первый заместитель начальника Главного управления пригородных пассажирских перевозок „Укрзалізниці“ Александр Гудков. — Была проведена очень серьезная работа, изучены образцы подвижного состава отечественных, польских, чешских, французских и других производителей. На сегодня продукция корейской компании является оптимальным вариантом».
По мнению аналитиков «Менеджмент консалтинг групп», корейские поезда соответствуют лучшим образцам современной железнодорожной техники, таким как германский «Siemens», канадский «Bombardier» и французский «Alstom», но при этом они существенно дешевле. Консультант вместе с тем заявляет, что провести в кратчайшее время разработку собственными силами и организацию «с нуля» производства современных двухрежимных скоростных пассажирских и грузовых электровозов можно, создав СП с одной или несколькими компаниями — лидерам мирового электровозостроения.
Комментарии