Крупнейший в Калифорнии пенсионный фонд Калперс подал иски против большой тройки — S&P, Moody's и Fitch. Суть претензий — присвоение завышенных рейтингов особо рисковым ценным бумагам.
Рейтинговые агентства ответят за свои оценки в суде
Введение в заблуждение, по заявлению госфонда, стоило 1 миллиарда долларов. Мнения экспертов на счет перспектив судебного дела разделились.
Калперс выбрал для инвестирования пенсионных накоплений калифорнийцев ипотечные бумаги высшей категории — AAA. Полностью полагался на оценки ведущих рейтинговых агентств. При этом последние всегда напоминают: наше мнение — не истина в последней инстанции.
Как сообщил Business FM руководитель направления инвестиционных рейтингов «Эксперт РА» Павел Митрофанов, судебные претензии Калперс — просто способ снять с себя ответственность:
«Компания, которая занимается размещением средств, должна иметь какой-то свой штат аналитиков, которые должны просчитывать риски без мнения каких-то там внешних организаций. И рейтинг здесь просто служит ориентиром. Доказать просчет агентств нельзя».
Иного мнения придерживается гендиректор агентства Русрейтинг Ричард Хейнсворт. У Калперс хорошие перспективы выиграть процесс. Американская комиссия по ценным бумагам, признает, что рейтинговые агентства имеют право на собственное мнение.
Но поскольку находятся в более привилегированном положении в вопросах выставления оценок ценным бумагам, должны делать проверку рисков более тщательно. Поэтому, уверен Хенйсворт, иск станет прецедентом. Более того, над всей рейтинговой системой нависнет серьезная угроза:
«Заключения SEC, что сами рейтинговые агентства, когда они присваивали самые высокие оценки ценных бумаг, они ошиблись. Поэтому Калперс имеет очень сильную позицию в отношении именно этих бумаг сабпрайм. Поэтому иск, вероятно, дойдет до самого высокого уровня судебного разбирательства в Штатах».
По мере разгорания кризиса массовые жалобы со стороны компаний вынудили агентства понизить оценки почти по 10 тысячам инвестиционным инструментам. И претензии к раздатчикам рейтингов копятся. По словам экспертов, они зачастую не успевают за реальной ситуацией на рынке.
Кроме того, дело не всегда — в опозданиях или ошибках. В частности, в США звучали обвинения, что агентства сами заинтересованы в выставлении высоких рейтингов компаниям, которые за обслуживание платят пятизначные суммы.
Комментарии