Перспективы украинских рынков: мнения экспертов
Агропром - животноводство и мясопереработка
Украина — один из главных производителей зерна в мире, поэтому имеет все предпосылки стать экспортером мяса
Аналитик инвестиционной компании «Драгон Капитал» Тамара Левченко уверена, что шансы украинских птицеводов завоевать европейские рынки довольно высоки
Выгодность инвестиций в компании мясоперерабатывающей отрасли Украины, в частности в компании птицеводческого сектора, обусловлена следующими факторами.
Украинские птицеводческие компании, такие как «Мироновский Хлебопродукт» (акции обращаются на Лондонской фондовой бирже), комплекс «Агромарс» (частная компания) и т.д., имеют возможность активно наращивать производство в ближайшем будущем. Отечественный спрос на мясо птицы ежегодно растет на 15-25%. В 2008 году украинские птицеводы произвели 799 тыс. тонн мяса птицы, увеличив производство на 14% в сравнении с аналогичным периодом 2007-го, тогда как импорт этой продукции в Украину рекордно вырос до 512 тыс. тонн в сравнении с 262 тыс. тонн в 2007 году.
Отечественные производители постепенно замещают импортную продукцию, наращивая мощности и увеличивая свою долю на рынке. Кроме того, Украина является одним из главных производителей зерна в мире и, соответственно, имеет все предпосылки стать экспортером мяса в ближайшем будущем, имея достаточную кормовую базу.
Потребление мяса птицы на душу населения в Украине постоянно растет и составляет на сегодня 22 кг на человека. В Бразилии (крупнейший производитель мяса птицы в мире), например, этот показатель достигает 27 кг, в США — 47 кг, а в России — 19 кг.
Еще одним аргументом в пользу привлекательности куриного бизнеса является то, что он относительно малозатратный. Так, для получения 1 кг мяса птицы требуется 2 кг корма, который включает в основном зерновые составляющие. Для выращивания 1 кг мяса говядины необходимо 6 кг корма, 1 кг свинины — 4 кг корма. Таким образом, основные затраты на производство мяса птицы намного меньше, чем на производство других видов мяса.
Мясо курицы продается на сегодня по более низким ценам, чем говядина и свинина. Соответственно, аналитики наблюдают изменение мясного рациона украинцев в сторону более дешевой курятины.
Так, средняя цена на целую тушку бройлеров на фабрике составляет около 20-22 грн за 1 кг с учетом НДС, тогда как средняя цена на говядину — около 34 грн/кг, а на свинину цены колеблются от 47 до 55 грн за кг.
Экспортный потенциал отечественных производителей мяса птицы возрастет после получения сертификатов комиссии Евросоюза по качеству. Комиссия недавно устраивала проверку пяти самых крупных птицефабрик в Украине и обещала выдать заключение, разрешение на экспорт, в ближайшие три месяца. Европейский Союз в основном потребляет мясо птицы, импортированное из Бразилии. Транспортные расходы занимают приблизительно 20% в цене за 1 кг бразильской курятины, тогда как импорт украинской продукции обходился бы примерно на 15% дешевле. Соответственно, шансы наших птицеводов выйти на европейский рынок и завоевать свою долю рынка довольно высоки.
Фармацевтический бизнес — перспективы рынка
Первый кризисный вал украинский фармацевтический рынок пережил достойно
Замдиректора департамента корпоративных финансов КУА «КИНТО» Константин Переседов убежден, что, несмотря на сокращение рынка, большинство украинских фармацевтических компаний будут продолжать генерировать позитивный денежный поток В 2009 году ожидается сужение фармацевтического рынка Украины на 18-20%, что в сравнении с общим ожидаемым спадом в промышленном производстве является довольно позитивным показателем. Дело в том, что фармацевтические препараты принадлежат к группе товаров первой необходимости, поэтому расходы на них потребители сокращают в последнюю очередь.
Соответственно полноценное восстановление отрасли начнется одновременно с первыми существенными позитивными сигналами в макроэкономике.
Первый кризисный вал (конец 2008-го — начало 2009 года) украинские фармацевты пережили достойно. Конечно, были проблемы с выплатами по кредитам и облигациям, с неуклюжим государственным вмешательством в ценовую ситуацию на рынке, с несоответствием докризисных бизнес-моделей новым реалиям. Но в отличие от других фармацевты не просили государственного финансирования и не пробивали себе протекционистские импортные пошлины. Статистика свидетельствует, что локальное дно было пройдено в январе-феврале 2009 года. На сегодня ситуация выглядит относительно стабильной, и даже при затянувшемся кризисе фармацевтические компании остаются одними из наиболее платежеспособных агентов в экономике. Более того, у отечественных производителей появилась возможность несколько расширить свою долю рынка за счет перехода потребителей на дешевые препараты, которые традиционно производятся именно украинскими фармацевтическими компаниями. Такое явление имело место во время предыдущего кризиса 1998-1999 годов.
Несмотря на сокращение рынка, большинство украинских фармацевтических компаний генерируют и будут продолжать генерировать для своих собственников позитивный денежный поток даже в условиях кризиса. Поэтому громких сделок M&A, скорее всего, в 2009 году не произойдет, а вот привлечение миноритарных инвесторов выглядит более реальным. Тем более что фармацевтика — на верхних позициях довольно короткого списка отраслей, которыми все еще интересуются иностранные инвесторы. Единственная серьезная проблема в этом смысле — традиционное расхождение в оценке стоимости бизнеса между украинскими собственниками и иностранными инвесторами.
Пищепром - масложировая отрасль
Экспорт подсолнечного масла из Украины в 2009 маркетинговом году увеличился на 41%
Аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог Украина» Александр Цепенда прогнозирует, что производство подсолнечного масла в новом маркетинговом году будет ограничено не сырьевой базой, а производственными мощностями
Экспорт подсолнечного масла, спрос на которое является нецикличным, стал островком благополучия для украинских компаний во время кризиса, поскольку, кроме стабильной реализации продукции, предоставляет компаниям также инструмент хеджирования валютных рисков. По нашим оценкам, к концу текущего маркетингового года (сентябрь 2008 — август 2009) Украина может экспортировать 2,0-2,1 млн тонн подсолнечного масла, оставив за собой первое место по экспорту подсолнечного масла в мире.
В январе-мае 2009 года производство подсолнечного масла в Украине увеличилось до 1,2 млн тонн, что на 50% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Основными факторами роста стали стабильный спрос в мире и рекордный урожай семян подсолнечника в 2008 году.
Стабильный спрос в мире Около 80% подсолнечного масла, которое производится в Украине, экспортируется. По оценкам министерства сельского хозяйства США, спрос на этот продукт в 2009 маркетинговом году (сентябрь 2008 — август 2009) увеличится на 2-3% по сравнению с 2008 годом. В основном за счет развивающихся стран. Экспорт подсолнечного масла из Украины за девять месяцев 2009 маркетингового года увеличился на 41% по сравнению с прошлым годом, составив 1,5 млн. тонн. Тенденция роста наблюдалась и в долларовом выражении, однако здесь рост был всего 20% год к году. Это объясняется почти двукратным падением цены на подсолнечное масло в результате экономического кризиса.
Рекордный урожай подсолнечника
Производство подсолнечного масла в 2009 маркетинговом году поддержано самым высоким за последние 20 лет урожаем подсолнечника в 2008 году, который составил 6,5 млн. тонн — это на 55% больше, чем в 2007-м. По предварительным результатам посевной компании — 2009, подсолнечник в Украине занял площадь в 3,85 млн. гектаров, или на 10% меньше, чем в 2008 году. Однако мы не ожидаем, что урожай подсолнечника сократится более чем на 15%.
Читайте также: Инвестиционная привлекательность рынков: Куда вкладывать деньги
Производство подсолнечного масла в новом маркетинговом году будет ограничено не сырьевой базой, а производственными мощностями, которые, по нашим оценкам, сейчас позволяют производить ежемесячно 230-250 тыс. тонн подсолнечного масла. Некоторые крупные игроки по производству подсолнечного масла уже заявили о своих планах по запуску новых мощностей в 2009 году.
Пищепром - Алкогольная промышленность
Аналитик инвестиционной группы «Сократ» Юлия Носаль констатирует, что в 2009 году недорогая продукция вытесняет с алкогольного рынка напитки премиум и супер-премиум сегментов
С 1 июля 2009 года повышена ставка акцизного сбора на алкогольную продукцию. По традиции производители пива и водки переносили увеличение затрат на конечного потребителя, и скорее всего, это произойдет и сейчас. Хотя в течение месяца цены могут держаться на прежнем уровне, так как ритейлеры в преддверии повышения акциза запаслись достаточным количеством водки. Можно прогнозировать также увеличение экс-порта, так как экспортные поставки алкогольных напитков не облагаются акцизным сбором. Более того, конкурентоспособность украинской продукции на внешних рынках увеличилась за счет значительной девальвации гривни. С другой стороны, удар по украинскому экспорту ожидается со стороны России, куда шло около 70% экспорта водки. В Российской Федерации планируют предпринять ряд мер по снижению потребления алкоголя, одна из которых подразумевает значительное увеличение акцизного сбора.
Рынок алкоголя в Украине активно развивался и рос вплоть до 2008 года, поддерживаемый национальными традициями и общим экономическим ростом страны. На этом фоне потребитель менял вкусы в сторону более дорогих напитков премиум и супер-премиум сегментов. Рост рынка в денежном выражении происходил более активно, чем в натуральном.
Однако в 2009 году стоит ожидать, в первую очередь, увеличения доли эконом и main stream сегментов. Во-вторых, засилья на рынке нелегального, «серого» алкоголя. Кроме того, в этом году можно прогнозировать увеличение общих показателей потребления алкоголя на одного человека, что основано на ментальности населения (использование вместо антидепрессантов алкогольных напитков). Изменений стоит ожидать и на рынке пива. До недавнего времени этот напиток постепенно отнимал денежные позиции водки. Этому способствовало стремление потребителя к европейскому стилю и более здоровому образу жизни, т.е. употреблению более легких напитков. Однако с начала текущего года потребление более крепких напитков увеличилось, и водка вернула свои позиции. Хотя потенциал для роста у рынка пива есть. В Украине норма его потребления на одного человека составляет около 62 л в год, в то время как в Европе эта цифра достигает 90 л. Серьезных подвижек вряд ли стоит ждать в 2009-2010 годах. Отрасль активизируется в преддверии Евро-2012.
Рынок связи - тенденции
Прогноз развития телекоммуникационного рынка Украины не выглядит слишком благоприятным, но потенциал есть
Партнер международной аудиторско-консалтинговой компании «Делойт» Саулюс Бакас уверен, что сближение стандартов аналоговой и мобильной связи в стране только начинается и может дать огромный синергетический эффект
Многие считают, что телекоммуникационная отрасль в Украине теряет свою привлекательность для инвесторов. Стремительный рост отрасли, наблюдавшийся в течение последних нескольких лет, завершился. Уровень доходов и операционной рентабельности операторов мобильной связи падает в силу высоких показателей пользовательской активности (более 120%), перехода абонентов на более дешевые тарифы, выгодного использования абонентами многочисленных рекламных и маркетинговых предложений и жесткой конкуренции.
Операторы аналоговой связи в Украине находятся в еще более сложном положении. Их возможности роста ограничены из-за слабых балансовых позиций и невысоких объемов капиталовложений, предпочтений абонентов мобильной связи, невысокого уровня обслуживания абонентов, отсутствия стратегии развития в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
Помимо основных проблем, связанных непосредственно с рынком, существуют также дополнительные риски и нерешенные вопросы на уровне регулирования отраслью. Среди них следует отметить замедленные темпы приватизации госмонополиста «Укртелекома», неэффективность управления отраслью, неопределенность относительно проведения аукциона на предоставление лицензий на радиочастоты для сетей 3G и строжайшие проверки налоговых органов.
Прогноз развития телекоммуникационного рынка Украины не выглядит слишком благоприятным, но потенциал, бесспорно, есть. Победителем этого испытания станут те игроки, которые сумеют успешно внедрить инновации и быстро отреагировать на изменение потребностей пользователей. В настоящее время не все операторы мобильной связи проводят мониторинг и анализ клиентской базы, а существующая база используется неэффективно. Уровень использования Интернета в Украине является одним из самых низких в Европе (менее 20%). Украинский рынок маркетинговых и рекламных услуг еще не работает в полную силу и имеет большой потенциал роста (особенно это касается мобильного маркетинга). Мобильная коммерция широко используется в странах Скандинавии и Восточной Азии, в то время как в Украине она непопулярна. Сближение стандартов аналоговой и мобильной связи в стране только начинается и может дать огромный синергетический эффект, повысить уровень обслуживания абонентов и принести дополнительные доходы. Операторам аналоговой связи следует провести переоценку своих бизнес-стратегий и принять быстрые и эффективные инвестиционные решения, для того чтобы выжить в сложившейся ситуации.
Комментарии