Государство снова вернулось к идее создания нового государственного мегабанка для финансирования национальной экономики.
Кабмин создаёт госбанк для финансирования национальных проектов
На прошлой неделе Кабинет Министров вплотную занялся проектом создания государственного банка развития. О дате торжественной презентации новой финансовой мегаструктуры говорить пока рано: «мозговой штурм» еще не завершен. Не утверждено и название. Чаще говорят о «Банке содействия развитию», и создаваться он будет на основе Украинского банка реконструкции и развития (УБРР). А его главным предназначением станет финансирование бизнеса и приоритетных национальных проектов.
Капитал национального банка развития пока не определен. Неизвестен и порядок капитализации этого банка. По словам источника в Кабмине, Минэкономики предлагает увеличить уставный фонд УБРР на 2 млрд грн, но Министерство финансов пока не поддерживает такое предложение. НБУ зарегистрировал УБРР еще в марте 2004 года, а в октябре 2004 года банк получил лицензию на осуществление банковских операций. 99,99% акций УБРР владеет Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение.
О том, что такой инструмент необходим для финансирования экономики, говорят не первый год — в Украине есть два государственных финансово-кредитных учреждения, претендующих на этот статус, но, по словам чиновников, мало ему соответствующие. Ранее банк развития предлагалось создать на основе другого государственного банка — Укрэксимбанка. Причиной отказа Кабмина от идеи разделения Укрэксимбанка и создания на основе одной из его частей банка развития эксперты называют возможность быстрой реализации государственных задач на базе небольшого банка. Теперь правительство ускорило дело, недвусмысленно дав понять, что время пришло и даже создало в апреле Комиссию по вопросам создания банка содействия развитию на базе Украинского банка реконструкции и развития, которую возглавил министр экономики Богдан Данилишин (распоряжение №439 «О создании комиссии по вопросам создания Банка содействия развитию на базе ОАО „Украинский банк реконструкции и развития“. — Ред.). Правда, о сроках реализации проекта правительство пока не говорит. Не понятна и стратегия банка.
По словам источника в Минэкономики, в качестве модели института развития рассматривается германский Kreditanstalt fur Wiederaufbau (KfW), Банк развития Китая и Банк развития Казахстана.
Как работают такие банки? Банк развития в классическом понимании — это вообще-то не совсем банк. В мировой традиции он даже подчиняется правительству, а не центробанку. Как правило, это государственная структура. Такой банк не привлекает денег населения, как, впрочем, и юрлиц, следовательно, не занимается и обслуживанием счетов. В Бразилии, например, активы аккумулируются за счет специального налога. Банки и сами привлекают средства, занимая их на финансовых рынках путем выпуска облигаций. Причем прибыль не распределяется между акционерами, а инвестируется в экономику.
Технология отношений таких банков с бизнесом разная. Например, немецкий KfW использует механизм двухуровневого кредитования, вторым уровнем при этом является один из существующих коммерческих банков. А Банк развития Китая кредитует предприятия реального сектора и инфраструктурные проекты напрямую.
Традиционно региональные и национальные банки развития кредитуют проекты, связанные с инфраструктурой экономики или с приоритетными отраслями реального сектора. Например, успешно работает на экономику страны Банк развития Казахстана. Его задача — обеспечить финансами создание в Южно-Казахстанской области хлопкового кластера, помочь подняться фермерским хозяйствам, выращивающим сырье, и перерабатывающим предприятиям. Глубокая переработка хлопка дает жителям Казахстана рабочие места, а бюджету — куда более существенные поступления, чем от его экспорта.
Второе распространенное направление — это кредитование малого бизнеса. Украинские предприятия хорошо знакомы с работой программ поддержки малого бизнеса Европейского банка реконструкции и развития. Есть примеры, когда национальные банки развития управляли пенсионными накоплениями, направляя их на развитие национальной экономики. Насколько важны для экономики такие инструменты, видно по опыту бурно растущих Китая и Индии, которые являются самыми крупными заемщиками Азиатского банка развития и к тому же имеют подобные национальные институты.
У нас на сегодняшний день эти функции распылены между двумя государственными структурами — Ощадбанком и Укрэксимбанком, кредитующими и крупные предприятия, и малый бизнес. Однако объемы операций явно не соответствуют задачам сегодняшнего дня. Как будут складываться отношения между финучреждениями в дальнейшем, пока неясно. Однако в Минэкономики, которое патронирует создание нового банка, считают, что он должен стать скорее оператором по выделению средств из пока еще несформированного стабфонда и давать экспертные оценки инвестпроектам.
Александр Титов
Комментарии