Минфин - Курсы валют Украины

Установить
29 июня 2009, 15:45 Читати українською

Кабмин создаёт госбанк для финансирования национальных проектов

Государство снова вернулось к идее создания нового государственного мегабанка для финансирования национальной экономики.

Кабмин создаёт госбанк для финансирования национальных проектов
Здание Кабмина Украины

На прошлой неделе Кабинет Министров вплотную занялся проектом создания государственного банка развития. О дате торжественной презентации новой финансовой мегаструктуры говорить пока рано: «мозговой штурм» еще не завершен. Не утверждено и название. Чаще говорят о «Банке содействия развитию», и создаваться он будет на основе Украинского банка реконструкции и развития (УБРР). А его главным предназначением станет финансирование бизнеса и приоритетных национальных проектов.

Капитал национального банка развития пока не определен. Неизвестен и порядок капитализации этого банка. По словам источника в Кабмине, Минэкономики предлагает увеличить уставный фонд УБРР на 2 млрд грн, но Министерство финансов пока не поддерживает такое предложение. НБУ зарегистрировал УБРР еще в марте 2004 года, а в октябре 2004 года банк получил лицензию на осуществление банковских операций. 99,99% акций УБРР владеет Государственное инновационное финансово-кредитное учреждение.

О том, что такой инструмент необходим для финансирования экономики, говорят не первый год — в Украине есть два государственных финансово-кредитных учреждения, претендующих на этот статус, но, по словам чиновников, мало ему соответствующие. Ранее банк развития предлагалось создать на основе другого государственного банка — Укрэксимбанка. Причиной отказа Кабмина от идеи разделения Укрэксимбанка и создания на основе одной из его частей банка развития эксперты называют возможность быстрой реализации государственных задач на базе небольшого банка. Теперь правительство ускорило дело, недвусмысленно дав понять, что время пришло и даже создало в апреле Комиссию по вопросам создания банка содействия развитию на базе Украинского банка реконструкции и развития, которую возглавил министр экономики Богдан Данилишин (распоряжение №439 «О создании комиссии по вопросам создания Банка содействия развитию на базе ОАО „Украинский банк реконструкции и развития“. — Ред.). Правда, о сроках реализации проекта правительство пока не говорит. Не понятна и стратегия банка.

По словам источника в Минэкономики, в качестве модели института развития рассматривается германский Kreditanstalt fur Wiederaufbau (KfW), Банк развития Китая и Банк развития Казахстана.

Как работают такие банки? Банк развития в классическом понимании — это вообще-то не совсем банк. В мировой традиции он даже подчиняется правительству, а не центробанку. Как правило, это государственная структура. Такой банк не привлекает денег населения, как, впрочем, и юрлиц, следовательно, не занимается и обслуживанием счетов. В Бразилии, например, активы аккумулируются за счет специального налога. Банки и сами привлекают средства, занимая их на финансовых рынках путем выпуска облигаций. Причем прибыль не распределяется между акционерами, а инвестируется в экономику.

Технология отношений таких банков с бизнесом разная. Например, немецкий KfW использует механизм двухуровневого кредитования, вторым уровнем при этом является один из существующих коммерческих банков. А Банк развития Китая кредитует предприятия реального сектора и инфраструктурные проекты напрямую.

Традиционно региональные и национальные банки развития кредитуют проекты, связанные с инфраструктурой экономики или с приоритетными отраслями реального сектора. Например, успешно работает на экономику страны Банк развития Казахстана. Его задача — обеспечить финансами создание в Южно-Казахстанской области хлопкового кластера, помочь подняться фермерским хозяйствам, выращивающим сырье, и перерабатывающим предприятиям. Глубокая переработка хлопка дает жителям Казахстана рабочие места, а бюджету — куда более существенные поступления, чем от его экспорта.

Второе распространенное направление — это кредитование малого бизнеса. Украинские предприятия хорошо знакомы с работой программ поддержки малого бизнеса Европейского банка реконструкции и развития. Есть примеры, когда национальные банки развития управляли пенсионными накоплениями, направляя их на развитие национальной экономики. Насколько важны для экономики такие инструменты, видно по опыту бурно растущих Китая и Индии, которые являются самыми крупными заемщиками Азиатского банка развития и к тому же имеют подобные национальные институты.

У нас на сегодняшний день эти функции распылены между двумя государственными структурами — Ощадбанком и Укрэксимбанком, кредитующими и крупные предприятия, и малый бизнес. Однако объемы операций явно не соответствуют задачам сегодняшнего дня. Как будут складываться отношения между финучреждениями в дальнейшем, пока неясно. Однако в Минэкономики, которое патронирует создание нового банка, считают, что он должен стать скорее оператором по выделению средств из пока еще несформированного стабфонда и давать экспертные оценки инвестпроектам.

Александр Титов

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться