Усугубление старых и появление новых проблем, вызванных мировым финансовым кризисом, дает Украине шанс быстро справиться с ними по той простой причине, что деваться от них и не замечать их стало уже невозможным.
Суть кризиса - нереальная цена на недвижимость
Проблема первая — строительство: локомотив, который стал тормозом. Долгие годы строительство было локомотивом, который вместе с металлургией, химической промышленностью и рядом других отраслей вытягивал на себе фантастические, до 12% в год, темпы развития украинской экономики.
А теперь спад в строительстве достигает 60%, по сравнению с 2008 годом, когда темпы строительно-монтажных работ и так были уже значительно замедлены.
Многие связывают надежды на оживление экономики с возвращением частного капитала на рынок недвижимости. Но обвал цен на жилье и другую недвижимость лишают смысла подобные инвестиции. Кроме прибыли, всего две основные составляющие привлекают инвестиции в разные сектора экономики Украины. Это — надежность вложений. И быстрая оборачиваемость капитала.
То есть, должна быть возможность быстро приобрести и продать жилье с хорошим дисконтом. Но быстрого приобретения строящегося, а значит и сравнительно дешевого жилья на первичном рынке сейчас никто уже не гарантирует.
А то, что уже построено, трудно продать самим строителям, не говоря уже о перекупщиках. А значит, и о спекулятивном капитале, удельный вес которого в инвестициях в строительство доходил до 40%, в ближайшие годы строителям придется забыть.
И о государственном — тоже. Пока что правительство не спешит выделять обещанные отрасли в пакете антикризисных мер 3 миллиарда гривен. Сейчас речь идет всего об одном миллиарде. Но нет и его.
Итак, государственных инвестиций нет, частных тоже, так что же делать строителям, да и всей экономике Украины? Ответ прост — строить.
Объединять возможности государства с возможностями его граждан. Государство в состоянии бесплатно выделить землю, упростить и удешевить получение разрешительной документации, гарантировать постройку (достройку) жилья и проделать таким образом свою часть пути по выходу из кризиса? Ответ — да.
В состоянии ли местные советы субсидировать из своих бюджетов 10—30% стоимости строительства? Ответ — да. В таком случае мы можем получить новое жилье по доступным ценам. Цена на новое жилье по программе «Доступное жилье» в Полтаве колеблется от 2,5 до 3 тысяч гривен за метр. Это — суммы, подъемные для украинцев, зарплаты которых резко снизились во время кризиса.
В сущности, деньги на стройплощадки вернутся тогда, когда жилье снова станут покупать, а для этого на него должны быть установлены адекватные зарплатам украинцев цены. Стоимость квадратного метра в 1—5 тысяч долларов при средней зарплате в большинстве украинских городов 1 000 гривен не являются реальными для большинства украинцев. И даже возобновление банковских кредитов эту ситуацию не разрешит.
Долговая кабала, в которую попали владельцы квартир, бравшие кредиты на их покупку в долларах, при падении гривни надолго отпугнула от банков даже добросовестных заемщиков. Поэтому надежды брокеров и строителей на скорое возвращение частных инвестиций в отрасль столь же призрачны, как и надежды большинства провинциальных строителей на государственные инвестиции, которые, по словам экс-министра строительства Владимира Яцубы, разойдутся по частным карманам, а не будут способствовать выведению отрасли из кризиса.
Так что же делать строителям? Строить доступное по ценам жилье. Вот этот механизм сейчас надо создать и выгрызть из «горла» бюрократии ведущим строительным фирмам. Но пока что большинство их руководителей идут привычным путем.
Ищут ходы-выходы к Президенту, правительству, местной власти, чтобы за бюджетные деньги реанимировать стройплощадки и сохранить по возможности высокие цены на свой товар — квартиры.
Программы доступного и социального жилья, о которых много говорят, во-первых, не выполняются, домов по ним построено в Украине очень мало.
Во-вторых, по словам губернатора Полтавщины Валерия Асадчева, руководители Кабинета Министров, в частности, украинский премьер Юлия Тимошенко охотно приехали в Полтаву на сдачу дома по такой программе. Но вот распространить этот опыт на всю Украину в больших масштабах пока что не удается.
Положительная сторона кризиса — строители будут вынуждены снижать цены на жилье, что сейчас и происходит. Власти и бизнесу необходимо так сбалансировать интересы застройщиков, строителей и граждан, чтоб одни получили прибыль, а другие — доступное по ценам жилье. Вот это и будет реальным улучшением благосостояния граждан.
Чтобы на этот счет ни говорила о себе любимой власть в последние годы, но пока что все реальное увеличение своих зарплат до кризиса украинцы несли в банки, автопроизводителям, застройщикам и строителям, оплачивая взятые кредиты.
Вторая положительная особенность кризиса — украинцы стали осторожней относиться к жизни в кредит. Лозунг «На Западе все живут в кредит, будем жить и мы!» опроверг тот же Запад. Ипотечный кризис в США, ставший стартовой площадкой мирового финансового кризиса, заставил и украинцев ощутить на себе все прелести долговой кабалы.
До этого банки казались нам эдакими благодетелями, которые спят и видят, как же осчастливить нас новыми квартирами, машинами и бытовой техникой, возможностью отдохнуть в кредит. Но долги рано или поздно приходится возвращать. И если ты потерял работу во время кризиса — банковский кредит становится не спасением, а кошмаром.
Меры правительства по финансовому оздоровлению банков начали играть свою позитивную роль. Если бы их удалось осуществить раньше на полгода-год, молча и даже кулуарно, без телеобращений к банкирам и потенциальным собственникам банков, цены бы таким антикризисным шагам не было. Но пока что все у нас невпопад.
Там, где надо бить во все колокола, громко трубить о том, что в Украине фактически не работают программы строительства доступного жилья в общенациональных масштабах, создавать условия для удешевления строительства, высшие государственные чиновники заняты самопиаром на сдаче дома, построенного за деньги местного бюджета.
А там, где надо молча, не подливая масла в огонь, разобраться с банкирами, ворующими деньги вкладчиков и бюджета, правительство называет банки поименно, лишь усугубляя проблемы в финансовом секторе.
Кризис не оставил украинской власти времени на препирательства и выяснение того, кто должен стать следующим президентом. Президент Виктор Ющенко и премьер Юлия Тимошенко во время разработки и реализации антикризисных мер в банковской сфере продемонстрировали элементы слаженной и конструктивной работы различных ветвей власти.
Но как только примиривший украинских правителей накал страстей по получению второго транша кредита МВФ и рекапитализации и национализации наиболее проблемных банков спал — мы снова становимся свидетелями их взаимных обвинений и фактического начала президентской избирательной кампании.
Парадокс. Очень сильно разделенная власть строит соборную и неделимую Украину. Но может ли нечто сильно разделенное построить нечто объединенное? Консолидация ветвей власти — вот чему учит кризис, острота которого в Украине была бы значительно меньше, если бы украинское правительство не боролось с украинским же Президентом и наоборот.
Эти три позитивные составляющие кризиса: снижение цен на жилье, осознание теневой стороны кредитного бума и теперь уже всем очевидная жизненно важная необходимость консолидации украинской власти — лишь небольшая часть позитивных возможностей, которые принес с собой ужасный финансовый кризис. На практике украинцам совершенно все равно, кто в стране главный, Президент или премьер, лишь бы жизнь улучшалась.
Понимание того, когда надо быстро действовать, а когда не мешать работать другим, — это неоценимый опыт власти, приобретенный ею во время глобальных потрясений. Важно только не растерять его в пылу набирающей ход президентской гонки в Украине.
Комментарии