Несмотря на вполне приемлемую официальную статистику, отечественный рынок труда продолжает катиться в пропасть. Так и не дождавшись обещанного оптимистами «дна» кризиса, предприятия опять принялись чистить штатные расписания. Причем, как и во время первой волны сокращений, основной удар вновь пришелся на промышленные регионы, лишь срикошетив по депрессивным областям. К осени без работы рискует оказаться каждый третий специалист, что существенно усилит конкуренцию за вакансии и активизирует трудовую миграцию.
Страну накрыла вторая волна массовых увольнений
Треть страны на диване
Отечественные предприятия опять вынуждены сокращать персонал. По данным Федерации профсоюзов Украины, на сегодняшний день без работы остались не менее 3 млн наших сограждан, что почти вдвое превышает показатели начала года. Заведующий отделом по вопросам занятости ФПУ Богдан Оверковский добавляет, что еще не менее 2 млн украинцев находятся в отпуске за свой счет, а каждый пятый — работает по неполному графику, то есть реальные показатели безработицы еще выше. Причем кризис на рынке труда весьма далек от обещанного «дна», которого страна, по прогнозам аналитиков, должна была достичь еще в марте. В Федерации профсоюзов ожидают, что уже к осени без работы останутся не менее 5–7 млн человек (всего в Украине 21 млн трудоспособного населения). Столь пессимистические прогнозы эксперты подкрепляют показателями отечественной экономики. С начала года объемы производства в машиностроении снизились на 56%, в металлургии — на 46%, в химической промышленности — на 42%. Общее падение промышленного производства составило 25%. «Соответственно снижается и потребность предприятий в рабочей силе», — констатируют в информационно-аналитическом отделе федерации.
Хотя государственные чиновники называют более оптимистические цифры. По данным Министерства труда и социальной политики, по состоянию на 1 марта в Украине зарегистрированы чуть более 900 тыс. безработных, а количество специалистов, пребывающих в вынужденных отпусках, по сравнению с февралем снизилось вдвое — до 570 тыс. Об уменьшении армии безработных рапортуют и на местах. Первый заместитель директора Крымского центра занятости Игорь Воробьев утверждает, что по состоянию на 1 марта у них на учете стояли 30 тыс. незанятых граждан, а на 1 апреля — уже почти на 1 тыс. меньше. «В ноябре к нам ежедневно обращались не менее 230 человек, в январе — 200, в феврале — 60, а в марте — до пяти крымчан», — констатирует г-н Воробьев, добавляя, что снизился и конкурс на одну вакансию — с десяти до восьми человек. В Луганском центре занятости говорят всего о 3 тыс. безработных, для которых якобы существует более 1 тыс. вакансий. В Харьковском центре занятости зафиксировали 51 тыс. безработных, что составляет 2,9% трудоспособного населения (в прошлом году — 2,1%). Но местные чиновники признают, что еще около 25 тыс. человек работают всего несколько дней в неделю или находятся в отпусках за свой счет и, если ситуация в отечественной экономике не улучшится, имеют все шансы пополнить армию безработных.
Богдан Оверковский из Федерации профсоюзов поясняет существенные расхождения в их подсчетах и официальных данных тем фактом, что в целях экономии выплат государство ужесточило правила регистрации безработных. В феврале правительственным постановлением центрам занятости запретили ставить на учет селян, имеющих в своем распоряжении земельные наделы площадью от 25 соток. «Традиционно же в структуре незанятого населения 50% составляли именно сельские жители», — говорит эксперт. А в конце марта Кабмин принял постановление, позволяющее центрам занятости лишать статуса безработного и, соответственно, выплаты пособия по безработице граждан, которые дважды отказались от участия в общественных работах. Учитывая, что последние разрешили проводить до 180 дней в году, а уровень их оплаты традиционно низок, можно предположить, что отказников будет немало. Аналитики также добавляют, что многие украинцы не спешат на биржу, разуверившись в эффективности государственной помощи. «Летом население попытается заработать на приусадебных участках, сезонных работах, а в рекреационных зонах — на курортниках. И только к осени вновь устремится на биржи», — считает г-н Воробьев.
Грузчики — направо, повара — налево
В базе Государственной службы занятости на сегодняшний день насчитывается порядка 84,5 тыс. вакансий. Большинство из них рассчитаны на слесарей, токарей, фрезеровщиков, электромонтеров, маляров, неквалифицированных рабочих, хотя в последнее время появился спрос также на менеджеров по продажам и IT-специалистов. Но в каждом регионе свои особенности. К примеру, в Крыму по-прежнему есть работа для строителей, обслуживающего персонала в отели, поваров, официантов. В Луганске требуются швеи, электросварщики, слесари, подсобные рабочие. В Кировограде, Полтаве, Виннице есть заявки на работников пищевых предприятий, технологов и сельхозрабочих. В Западной Украине лидируют предложения от компаний, работающих в сфере услуг. Эксперты не исключают, что, израсходовав последние накопления, сограждане возьмут эту информацию на вооружение и начнут колесить в поисках работы по всей стране.
Впрочем, даже легким на подъем соискателям заполучить вакансию будет сложно. Ведь на каждое рабочее место в различных регионах претендуют от шести до 72 человек. Судя по официальной статистике, лучше всего обстоят дела в промышленных регионах: Донецкой, Днепропетровской, Запорожской, Луганской и Харьковской областях. Наиболее проблемные — западные области, в частности Ивано-Франковская и Хмельницкая, где конкурс соискателей составляет 72 и 55 человек на место соответственно. Регионы, традиционно считающиеся депрессивными (Кировоградская, Винницкая, Херсонская обл.), «болтаются» посредине: на одно рабочее место здесь претендуют 20–30 безработных.
Но в реальности ситуация едва ли не прямо противоположная. Крупные промышленные предприятия действительно подали в феврале в центры занятости определенное число вакансий, однако на сегодняшний день практически все они заморожены, хотя пока и не снимаются с предложения. Параллельно компании уже начали либо готовят сокращения штатных сотрудников. Например, в середине марта Алчевский металлургический комбинат предупредил о планируемом сокращении порядка 3 тыс. из работающих сейчас 17 тыс. специалистов. В ИСД необходимость сокращения штата поясняют ухудшившимся положением на рынке: если в феврале спрос на продукцию комбината временно оживился, то сейчас снова наблюдается спад, который, судя по всему, может оказаться затяжным. По тем же причинам к концу весны рискуют стать безработными и около 4 тыс. сотрудников «Азовмаша», что составляет почти 20% штата предприятия. По данным Днепропетровского горсовета, уже в апреле в городе ожидаются массовые увольнения, в результате которых на рынок труда будут выброшены порядка 15 тыс. человек, а общее число безработных достигнет 40 тыс. (а это 10% трудоспособного населения города).
В традиционно депрессивных регионах ситуация чуть лучше. Пищевые предприятия, которые кормят эти области, тоже сокращают объемы производства, хотя и не так резко, как промышленники: с начала года молочные и мясоперерабатывающие комбинаты снизили обороты на 15–20%, а кондитерские и хлебобулочные — на 5–10%. Соответственно, пока сокращения затронули не более 10% штатных сотрудников этих компаний.
В западных регионах Украины ситуация неоднозначная. Несмотря на заявления чиновников о большой армии безработных и мизерном списке вакансий, доходы местного населения остаются достаточно высокими. По данным ФПУ, порядка 5–7 млн наших граждан, прежде всего из западных регионов, продолжают трудиться за рубежом. В минувшем году они перечислили родственникам в Украину $8,5 млрд. Сейчас эти средства оказались неплохим подспорьем для тех, кто вынужден возвращаться на родину — в Ивано-Франковской, Черновицкой, Волынской областях растет число мелких предпринимателей, вкладывающих деньги в сферу услуг и торговлю. Впрочем, тучи сгущаются и над этими областями. Аналитики Федерации профсоюзов прогнозируют, что начавшееся возвращение заробитчан на малую родину вскоре приобретет лавинообразный характер. Ведь все большее число стран намекают нашим соотечественникам, что больше не намерены обеспечивать их работой. К Болгарии, Испании и Италии на прошлой неделе присоединилась Чехия, которая официально заявила о прекращении выдачи рабочих виз гражданам Украины, Молдовы, Вьетнама и Монголии. На сегодняшний день в этой стране трудятся около 90 тыс. украинцев, которые, не сумев продлить визы, вернутся на родину в течение ближайших трех месяцев. «Общее же количество мигрантов, которые к осени приедут домой, достигнет 2 млн человек», — прогнозируют эксперты. Такая огромная армия лишних работников еще больше усилит давление на стремительно сокращающийся рынок труда и приведет к ужесточению конкуренции за еще сохранившиеся рабочие места. Впрочем, большинство заробитчан не намерены долго задерживаться на родине и планируют при первой же возможности снова отправиться на заработки.
Комментарии