Удручающее положение многих банков становится все более публичным. Акционеры сразу нескольких финучреждений готовы принять в свои ряды государство. Вот только неясно, кто - Нацбанк или Кабмин - возьмет под контроль акционеров украинских банков и сколько денег нужно будет потратить на их рекапитализацию.
Государственная крыша
Правительство впервые публично представило меры по докапитализации банковской системы. Сама по себе идея дополнительной поддержки банков обсуждалась в Национальном банке и в Доме правительства с октября 2008 года, когда премьер Юлия Тимошенко публично объявила: на цели докапитализации Минфин готов выделить почти 5 млрд долларов. Однако до последнего момента было неизвестно, будет ли программа докапитализации касаться только государственных банков.
На данный момент уже больше 15 украинских банковских учреждений испытывают серьезные финансовые трудности, в восьми из них введены временные администрации. Несмотря на долгий срок, государство до сих пор не рекапитализировало ни один из банков, хотя соответствующие меры были предусмотрены в договоренностях с Международным валютным фондом (МВФ), а в бюджете на 2009 год на эти цели заложено 44 млрд грн. Только на прошлой неделе правительство сняло все сомнения, объявив: обсуждается вопрос о предоставлении дополнительного капитала, в том числе негосударственным кредитным организациям. Таким образом, частичный выкуп банковской системы открыт.
Сложности понимания
Еще в декабре прошлого года по результатам диагностического обследования, проведенного по инициативе Национального банка, необходимость увеличения капитала семнадцатью крупнейшими банками, на которые приходится 66% активных операций банковской системы, оценивалась в 25 млрд грн. Однако тот факт, что после проверки первой группы банков их рекапитализация до сих пор не осуществлена, свидетельствует о проблемах в согласовании процедуры между НБУ и Кабмином. Лишь на прошлой неделе «смотрящий» за банками от правительства первый вице-премьер Александр Турчинов заявил об упрощении порядка вхождения Кабинета Министров в капитал коммерческих банков, утвержденного постановлением №960 от 4 ноября. «Мы отказались от старого принципа, что участие в капитале финучреждения возможно только путем фактической национализации. Теперь у нас другой подход: если мощному банку нужна локальная помощь, то государство может принимать участие в его капитале как миноритарный акционер, скажем, с 10%-ной долей, но, правда, только не простыми, а привилегированными акциями, дающими владельцам право на первоочередное получение дивидендов по фиксированной ставке вне зависимости от уровня прибыли, полученной банком», - заявил он.
Еще одним новшеством станет норма, позволяющая акционерам обратный выкуп у государства проданного пакета акций, при этом старые акционеры будут иметь на это первоочередное право. В правительстве также не скрывают, что смягчение условий рекапитализации позволит государству иметь больше контроля над банками, получающими поддержку.
Между тем для крупных банков НБУ готовит свои предложения по рекапитализации. Впрочем, альтернативный вариант помощи со стороны НБУ возможен лишь в виде рефинансирования и в объеме, не превышающем размер регулятивного капитала банка. И. о. главы НБУ Анатолий Шаповалов уже заявил, что в ближайшее время Нацбанк дополнительно предоставит финучреждениям около 7 млрд грн. рефинансирования. Он уточнил, что в настоящее время проводится оформление залогов под него. К настоящему времени долг по рефинансированию перед Нацбанком имеют уже 135 банковских учреждений в размере 67 млрд грн. при объеме оттока средств из банков на сумму 75 млрд грн. Но в соответствии со статьей 86 закона о государственном бюджете на 2009 год Нацбанк обязан согласовывать политику рефинансирования банков с Кабинетом Министров, с чем категорически не согласны в МВФ.
Показательное выступление
В ближайшее время эксперты прогнозируют увеличение числа претендентов на государственную «крышу». На этой неделе правительство готово продемонстрировать первую частичную национализацию украинского банка. Претендент пока держится в секрете, однако в банковских кругах называют Родовид Банк.
К тому же на внеочередном собрании акционеров Родовид Банка, состоявшемся 25 февраля, было принято решение о передаче в государственную собственность не менее 50%+1 акций уставного капитала банка. «В случае если правительство одобрит выкуп акций Родовид Банка, это станет первым случаем в Украине, - говорит аналитик Ярослав Стецик. - В западноевропейской практике частичная национализация финучреждения дает практически 100% гарантии его финансового выздоровления и успешного развития в будущем. Какие последствия будет иметь »рекапитализация по-украински«, пока до конца неясно. Сегодня уровень доверия к государственным банкам еще остается на достаточно высоком уровне, однако имидж финучреждения, имеющего проблемы с платежеспособностью, может оттолкнуть клиентов, которые могут продолжать забирать средства из банка, что сократит эффективность рекапитализации».
По слухам, готовят к национализации и проблемные Надра Банк и Укрпромбанк. В любом случае, рекапитализация предоставит банкам дополнительные денежные средства, в которых они остро нуждаются, что должно позитивно отразиться на их платежеспособности.
Риторические вопросы
Вот только дефицитная ликвидность достанется не всем нуждающимся. Все деньги, которые банки получат от государства, по словам правительственных чиновников, пойдут на стимулирование шести основных отраслей: сельского хозяйства, машиностроения, автомобилестроения, ритейла, девелопмента и строительства. Чиновники пока не ведут отбор конкретных проектов для кредитования, но поясняют, что деньги должны пойти на стимулирование экономики. И здесь возникает вопрос: а правильно ли расставлены приоритеты, и какие отрасли нуждаются в государственной поддержке и деньгах?
К тому же получить господдержку в виде инъекций в капитал сможет только тот коммерческий банк, который относится к категории системообразующих.
Непонятно и по какой цене государство планирует входить в капитал банков. Кто и как будет определять справедливую стоимость бумаг? В правительстве рассчитывают, что оплачивать акции банков будут по номиналу государственными облигациями, которые впоследствии выкупит Национальный банк. Однако заходить через допэмиссию по номиналу - значит обогащать нынешних акционеров. По другой версии, стоимость акций будет рассчитываться путем вычитания из номинальной цены бумаг обязательств финучреждения перед кредиторами.
Есть еще ряд проблемных моментов в проведении рекапитализации «по-украински», обсуждаемых уже более трех месяцев. Прежде всего - бюрократические процедуры. Все решения по участию государства в уставном капитале будут приниматься на заседаниях правительства в два этапа. На одном заседании Кабмин рассмотрит предложение банка о его рекапитализации, на следующем - примет решение об условиях, сроках и сумме выделяемых госсредств. Причем необходимым условием будет проведение аудита банковского учреждения и назначение в него своего куратора. А значит, можно забыть о быстром вливании средств в систему. К тому же, когда информация о том, что банк подал заявку в Минфин будет обнародована, велика вероятность того, что вкладчики сольют его еще до того, как будет принято решение о рекапитализации.
Но самый большой вопрос - это источник финансирования. Стабилизационный фонд бюджета пока пуст, а значит, единственным вариантом остается эмиссия, поскольку средства МВФ в этих целях использоваться не могут. Согласно меморандуму с МВФ, Национальный банк имеет и ограниченные эмиссионные возможности - до 21 млрд грн. В то же время Кабмин оценивает необходимую сумму почти в два раза больше (44 млрд грн.). Пока для рекапитализации банков Минфин планирует использовать вырученные средства от продажи государственных облигаций.
Комментарии