Вместо того, чтобы искать возможности ослабить фискальную нагрузку на украинские компании, правительство лихорадочно изыскивает новые способы наполнить бюджет. С декабря 2008-го по февраль 2009-го ВР внесла более 20 изменений в налоговое законодательство, больше половины из которых увеличивают фискальную нагрузку.
Дыра в кармане. Введение новых налогов снижает реальные доходы госбюджета
16 февраля Конгресс США окончательно одобрил выделение $787 млрд для стимулирования экономики. Более трети этой суммы предназначено для компенсации снижения налогов. Годом ранее, в январе 2008-го, когда кредитный кризис только набирал обороты, администрация Джорджа Буша уже снижала фискальную нагрузку на американские компании — в прошлом году реальный сектор заплатил на $168 млрд меньше, чем планировалось.
Подобной стратегии придерживаются и европейские государства. В частности, 10 февраля правительство Германии на два года снизило налог на прибыль и сбор на медицинское страхование — суммарная налоговая нагрузка уменьшилась примерно на EUR18 млрд в год. Аналогичные меры предпринимаются в Великобритании, Франции и даже в соседней России — правительство Владимира Путина с 1 января 2009-го уменьшило налог на прибыль с 24% до 20%.
Снижение ставок, а то и мораторий на уплату налогов — попытка спасти «курицу, несущую золотые яйца», то есть бизнес, серьезно пострадавший от мирового финансового кризиса в 2007–2009 годах. Сначала отсутствие дешевых заемных средств поставило крест на развитии кредитоемких бизнесов, подобных строительству. Затем, в 2008-м, падение спроса на мировых рынках привело к снижению доходов предприятий экспортно ориентированных отраслей. А к 2009-му компании начали уменьшать издержки, сокращать сотрудников и снижать зарплаты, в результате чего упала покупательная способность.
Крайне плохо сейчас и отечественным предприятиям, и целым отраслям. Причем не только строительству, банкам и металлургам — первая волна увольнений и сокращения зарплат уже отразилась на украинских ретейле и пищепроме, в полной мере ощутивших падение покупательной способности.
Проблемы реального сектора отражаются на динамике бюджетных поступлений. С одной стороны, 10 февраля Госказначейство отрапортовало о выполнении январского бюджета более чем на 101% — поступления в общий и специальный фонд превысили 12,2 млрд грн при запланированных 12,083 млрд. А премьер Юлия Тимошенко и вовсе заявила о перевыполнении январского бюджета на 6%. С другой — чиновники Секретариата президента еще 3 февраля утверждали, что доходы общего фонда в январе составили лишь 86,3% от запланированного. Такой же процент выполнения плана (86%) в интервью Контрактам называл и Николай Азаров (стр. 14). По его словам, бюджетной арифметике помог Нацбанк, на два месяца раньше срока перечислив на счета специального фонда несколько миллиардов полученной в прошлом году прибыли. Плюс Нафтогаз уплатил налоги за прошлый год. В итоге, по совокупности поступлений в общий и специальный фонд, бюджет января был закрыт с профицитом.
Однако все идет к тому, что январь окажется последним месяцем с положительным сальдо бюджета. Дополнительных источников поступлений — в виде прибыли Нацбанка, доходов от приватизации или налогов госкорпораций — ни в феврале, ни в марте, ни далее не предвидится. А большинство предприятий даже без ужесточения налоговой нагрузки будут уводить в тень значительную часть доходов, дабы выжить в условиях падения спроса и выручки.
Вместо того чтобы искать возможности ослабить фискальную нагрузку на украинские компании, правительство лихорадочно изыскивает новые способы наполнить бюджет. С декабря 2008-го по февраль 2009-го ВР внесла более 20 изменений в налоговое законодательство, больше половины из которых увеличивают фискальную нагрузку. Так, несмотря на катастрофическое падение автопродаж (-60% по итогам января), в 5 раз были подняты акцизы на импортные кузова, в 2–10 раз — на готовые автомобили. Двукратно выросли акцизы на бензин, значительно повышен этот налог для производителей сигарет. Кроме того, с подачи Кабмина в 3–5 раз был поднят налог с владельцев транспортных средств (с объемом двигателя более 2,2 л).
Справедливости ради стоит отметить, что среди подготовленных к рассмотрению ВР в феврале–марте законопроектов стало заметно меньше инициатив, которые увеличивают налоговую нагрузку. К примеру, переход к прогрессивной шкале налогообложения зарплат снижает подоходный налог с 15% до 10–12,5% для 90% работающего населения. Предполагается понизить и злосчастный транспортный налог, а из проекта закона о новом рыночном сборе, по словам вице-спикера ВР Николая Томенко, будет изъята норма о шестикратном повышении налога с рыночных торговцев. Впрочем, все послабления объясняются просто: каждый из «смягченных» законопроектов успел послужить поводом для массовых народных протестов.
Среди менее известных широкой общественности проектов по-прежнему остаются документы, вводящие новые налоги или ужесточающие взимание существующих. Например, предлагается заменить все социальные сборы с фонда оплаты труда одним налогом. Его ставка проектом не определена, зато для администрирования единого социального налога придется создать новый контролирующий орган. Есть в перечне проектов налог на роскошь, а также — на недвижимость (стр. 36). Похоже, правительство и ВР продолжают руководствоваться принципом: «Если налогов платят меньше, их нужно поднять». Такой логикой можно пользоваться до бесконечности, но денег от этого больше не будет. Их будет меньше. Среднестатистический предприниматель, вынужденный не только выживать в условиях кризиса, но и платить новые налоги, просто уйдет в тень. К примеру, начнет платить зарплату своим сотрудникам в конвертах. И государству не останется ничего другого, кроме как вновь поднять налоги…
Комментарии