Строймаркеты ждут трудные времена
Снижение динамики продаж, которое с начала осени наблюдается в строительных супермаркетах, еще не является катастрофическим. Самый сложный период ожидает ретейлеров через полгода.
До застоя на рынке недвижимости основными факторами, сдерживающими
развитие строймаркетов в Киеве, являлись острый дефицит и дороговизна
земельных участков, пригодных под строительство супермаркетов DIY.
Стимулом для развития сетей
Также, львовское ООО НПП «Эрго», один из крупных игроков рынка по
продаже стройматериалов в Западной Украине, отказалось от дальнейшего
развития собственной сети строительных супермаркетов. До закрытия
розничного направления в состав НПП «Эрго» входило восемь супермаркетов
двух сетей, расположенных во Львове, Луцке, Ивано-Франковске и
Трускавце. До 2010 года компания намеревалась открыть еще 15 новых
магазинов. Однако сейчас принято решение сосредоточиться на оптовых
поставках импортных стройматериалов и их дистрибуции. Именно с этого
направления компания начинала свою деятельность на рынке
стройматериалов в 1998 году. Подробности, связанные с закрытием
супермаркетов, в компании не разглашают.
Операторы строительного ретейла считают, что отказ от развития
строймаркетов НПП «Эрго» и других игроков повлияли, в частности,
негативные прогнозы по развитию рынка недвижимости. Так, пересмотрела
свои планы по экспансии в Украину эстонская сеть
Замедляют темпы развития и отечественные компании — лидеры
строительного ретейла — сети супермаркетов «Новая линия» и «Эпицентр
К». Например, «Эпицентр К» выполнил планы по открытию новых магазинов
во втором полугодии 2008 года только на 50%, открыв только четыре из
обещанных восьми строймаркетов. А «Новая линия» и того меньше — вместо
заявленных пяти магазинов за десять месяцев текущего года компания
осилила открытие лишь одного — в Запорожье. Правда, руководитель
рекламного отдела этой сети Сергей Новиков пообещал, что в самое
ближайшее время будут запущены в эксплуатацию еще три строительных
супермаркета — в Ужгороде, Харькове и Кременчуге.
Руководитель проекта Profitek в Украине, возглавляющего одноименные
строительные центры в Киеве и Днепропетровске, Дмитрий Захарченко
отмечает, что стратегия развития СЦ Profitek также будет
откорректирована. Ранее предполагалось в течение ближайшего времени
открыть еще два строительных центра. «Теперь мы более внимательно
присмотримся к рынку и к регионам, в которых собирались открывать наши
предприятия», — уточнил он.
Тормозится развитие и другой немецкой
Кризис хоть и скорректирует планы инвесторов, но не отобьет у них
желание развивать строительный ретейл. Так, управляющий директор
консалтинговой компании Re&Solution Ланецкий приводит пример
четвертого по величине мирового оператора строительного ретейла -
немецкой сети гипермаркетов OBI, которая в середине октября открыла
свой первый гипермаркет по продаже товаров для дома и строительства
(формата DIY) в торгово-развлекательном центре «Дафи» в Харькове.
Кстати, партнером по развитию немецкой сети гипермаркетов OBI в Украине
стал один из акционеров ЗАО «ПриватБанк» Геннадий Боголюбов.
Второй магазин этой сети будет открыт в Мариуполе в ноябре текущего
года, запуск третьего гипермаркета запланирован на начало 2009 года в
Одессе. Размер инвестиций, которые вложенных в первые три магазина, -
порядка 20 млн евро. Хотя ранее OBI озвучивала другую цифру инвестиций
в украинскую строительную розницу — не менее 100 млн. евро. Как
отметила
По словам Александра Ланецкого, все еще присматриваются к строительному
ретейлу немецкая сеть Bauhaus и французская Leroy Merlin. «Эти компании
имеют хороший финансовый запас прочности. К тому же в отличие от OBI и
Praktiker, концепция которых предусматривает аренду площадей, они
готовы покупать земельные участки для строймаркетов», — комментирует
он. Снижение цен на землю может простимулировать компании к скорейшему
выходу на украинский рынок.
Более конкретные прогнозы в отношении строительного ретейла
аналитики опасаются сейчас делать. По их мнению, кризис на рынке еще не
достиг «дна». Пока что снижение темпов роста продаж, которые ощутили
строймаркеты, не является критическим. «Осенью мы ожидали хорошего
прироста продаж. Вместо этого в середине сентября наступил перелом -
наши продажи замерли. „В минус“ мы не выходим, но и роста продаж в
течение последних двух месяцев тоже не наблюдается», — говорит Дмитрий
Захарченко. Снижение продаж происходит
Поскольку тенденции на рынке недвижимости оказывают влияние на
розничные продажи стройматериалов в среднем через полгода, то ретейлеры
ожидают существенного снижения объемов продаж строймаркетов к концу
текущего года — началу следующего. «Если инвестиции в новые объекты
значительно сократятся, то строительная розница в большем масштабе
почувствует негативные последствия застоя на рынке недвижимости в
начале следующего ремонтного сезона — в марте-апреле 2009 года», -
прогнозирует директор по маркетингу строительных супермаркетов «Олди»
Вячеслав Бондаренко. Именно этот период и станет переломным для
развития рынка.
Комментарии