25 января 2011
Последний раз был на сайте:
17 октября 2024 в 04:15
-
Виталий Друт
Одесса
-
Роман Тимощук
Киев
-
Александр Баро
Харьков
-
Natalie11
Одесса
-
15187042
Kiev
-
Александр Каминский
43 года, Тульчин
- 24 декабря 2014, 12:53
Электронное администрирование НДС отменят, а обычные цены вернут
Опубликовано в: ЛИГА « ЮРИСТ & ЗАКОН»
На 1 января 2015 года вместе с введением электронного администрирования НДС Законом от 31 июля 2014 года № 1621-VІІ были также «запланированы» изменения, касающиеся определения базы обложения НДС при поставке товаров и услуг, и некоторые другие существенные новшества. Однако сейчас, в декабре 2014 года, все идет к тому, что электронное администрирование введено не будет – уже и о технической неготовности заявлено, а в Верховной Раде рассматривается проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об отмене электронного администрирования налога на добавленную стоимость» (регистрационный № 1141). Он уже внесен в повестку дня на четверг (25 декабря 2014 года).
Текст проекта дает понять, что отмена электронного администрирования не означает отмену всех изменений, внесенных Законом № 1621-VІІ. Видимо, порядок определения базы обложения НДС все-таки изменится.
С 1 января 2015 рода вступает в силу правило, согласно которому база обложения НДС операций по поставке товаров/услуг не может быть ниже цены приобретения таких товаров/услуг, а база обложения операций по поставке необоротных активов – балансовой (остаточной) стоимости по данным бухгалтерского учета, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, на протяжении которого осуществляются такие операции (в случае отсутствия учета необоротных активов – исходя из обычной цены), кроме: товаров (услуг), цены на которые подлежат государственному регулированию; газа, который поставляется для потребностей населения. Таким правилом дополнен пункт 188.1 статьи 188 Налогового кодекса Украины.
Это довольно жесткий вариант возвращения обычных цен. В 2013 году после введения правил о трансфертном ценообразовании и ограничения применения обычной цены определением базы налогообложения в контролируемых операциях и некоторых других случаях, прямо предусмотренных НКУ, у налогоплательщиков появились основания для оспаривания попыток налогового органа применить обычную цену к случаям отнесения сумм НДС в налоговый кредит при приобретении товаров, а также во многих неконтролируемых операциях поставки товаров и услуг, в том числе по существенно сниженным ценам.
В то же время еще в декабре 2014 года информационная база ГФС пополнялась ответами на вопрос о том, возникает ли налоговое обязательство при бесплатной поставке товаров/услуг, которое налоговые органы на местах распространяли и на случаи поставки по ценам ниже цены приобретения. ГФС заявляла, что операции по бесплатной поставке не являются деятельностью, направленной на получение дохода, а потому для целей налогообложения принадлежат к операциям, не являющимся хозяйственной деятельностью плательщика НДС. Согласно такому подходу налогоплательщик обязан в соответствии с подпунктом «г» пункта 198.5 статьи 198 НКУ начислить налоговые обязательства исходя из базы налогообложения, определенной в соответствии с пунктом 189.1 статьи 189 НКУ, по товарам/услугам, необоротным активам, при приобретении или изготовлении которых суммы НДС были отнесены в состав налогового кредита. ГФС тогда пришла к выводу, что при осуществлении операций по бесплатной поставке товаров/услуг, при приобретении которых суммы НДС не были включены в состав налогового кредита, у плательщика НДС не возникает налоговое обязательство.
Зная о применении фискальными органами такого подхода также и к тем случаям, когда товар продается по сниженным ценам либо за сугубо символическую цену, например во время проведения акций, осторожные налогоплательщики не включали суммы НДС при приобретении таких товаров в состав налогового кредита. С 2015 года такой осторожный подход перестает себя оправдывать, поскольку даже в случае невключения сумм НДС при приобретении товара в состав налогового кредита дальнейшая поставка такого товара налогоплательщиком повлечет возникновение налогового обязательства исходя из базы не ниже цены приобретения.
Важно отметить, что в норме, устанавливающей минимальное значение базы обложения НДС «не ниже цены приобретения таких товаров/услуг», речь идет именно о цене приобретения, а не о расходах, связанных с приобретением, и не о себестоимости. У фискальных органов нет оснований считать иначе. Для того чтобы убедиться в этом, рассмотрим, как Налоговый кодекс оперирует понятием себестоимости. В пункте 138.6 статьи 138 НКУ определено, что себестоимость приобретенных и реализованных товаров формируется согласно цене их приобретения с учетом ввозной пошлины и расходов на доставку и доведение до состояния, пригодного для продажи. То есть цена приобретения здесь четко отделена от других составляющих себестоимости. Очень удачно, что в новой норме пункта 188.1 статьи 188 НКУ употребляется именно этот термин – цена приобретения: это позволяет утверждать, что остальные составляющие себестоимости не должны приниматься во внимание.
Для импортированных товаров с ценой приобретения не отождествляется таможенная стоимость, которая хоть и основывается на цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, однако в соответствии со статьей 49 Таможенного кодекса Украины является стоимостью товаров, используемой для таможенных целей. То, что согласно пункту 190.1. статьи 190 НКУ базой налогообложения для товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины, является договорная (контрактная) стоимость, но не ниже таможенной стоимости этих товаров с учетом пошлины и акцизного налога, подлежащих уплате и включающихся в цену товаров, несколько нарушает стройность нашего аргумента. В то же время эта норма налогового закона не касается определения базы налогообложения операций по поставке импортированного товара на внутреннем рынке.
К операциям поставки товаров, которые не приобретены и реализованы, а произведены и реализованы, анализируемая норма п. 188.1 статьи 188 НКУ вообще не должна применяться. Такие товары не имеют цены приобретения и, как и в описанном выше случае, нет оснований отождествлять для произведенных товаров упомянутую в п. 188.1 статьи 188 НКУ цену приобретения и себестоимость произведенных и реализованных товаров.
О других важных нововведениях в налогообложении можно узнать из регулярных аудиоподкастов Н.Ю.Х. — Налоговая и Юридическая Х… На выпуски Налоговой и Юридической Х можно подписаться в Фейсбуке и в Твиттере
|
38
|
- 08:02 Курс на 15 ноября: НБУ продолжает укреплять гривну
- 14.11.2024
- 19:04 Какие акции эксперты советовали год назад, и как меняется стратегия сейчас
- 17:31 Курс валют на вечер 14 ноября: доллар и евро подешевели на межбанке на 9 копеек
- 17:02 Глобальный криптовалютный рынок превысил $3 триллиона
- 15:02 Что произойдет с курсом доллара. Прогнозируем влияние Трампа на валютные рынки (видео)
- 14:00 Доход Softbank за 3 месяца достиг $7,7 млрд
- 12:03 Какие изменения помогут направить средства частных инвесторов в бизнес, а не в ОВГЗ
- 11:01 Регулирование криптовалют в Украине: Железняк рассказал о прогрессе в работе над законом
- 10:24 Курс валют на 14 ноября: евро в обменниках подешевел на 25 копеек
- 08:01 Курс на 14 ноября: НБУ укрепил гривну на три копейки
Комментарии