8 февраля 2010
Последний раз был на сайте:
17 октября 2024 в 04:06
-
Валентина Тишкова
52 года, Черкассы
-
duke34
Киев
-
LizaVeta
42 года
-
Andrey M
45 лет, Киев
-
kvv
Київ
-
rayo
Киев
-
Mozart
54 года
-
Петр Шевченко
Киев
- 16 декабря 2014, 1:16
Кому банк может уступать права по кредитам или балада о жизни долгов
С наступлением кризиса 2008 года, девальвацией гривны и резким ростом проблемной задолженности банки начали активно искать инструменты очистки балансов от проблемных кредитов. Одним из таких инструментов стала продажа кредитных портфелей профессиональным игрокам рынка долгов – факторинговым компаниям или иным финансовым учреждениям, а также связаным с должниками лицам. Учитывая, что кризис затянулся и плавно перерос в 2014 году в еще более масштабный шлейф банковских проблем, продажа кредитных портфелей не перестала быть актуальным инструментом и по сей день.
Продажа кредитного портфеля в целом выгодный инструмент как для банка, владельца такого портфеля, так и для покупателя, который специализируется на долговом бизнесе. Банк-продавец чистит баланс от проблемных кредитов и расформировывает резерв под такие кредиты, что позволяет ему улучшить финансовые показатели. Для покупателя это хороший заработок, потому как дисконт для таких сделок очень часто достаточно маленький и покупателю в большинстве случаев удается «выжать» свою прибыль даже из незначительной части должников в портфеле.
Не является исключением в этой ситуации и должник. Новый кредитор, который приобрел права с дисконтом (то есть меньше размера долга), более лояльно настроен на уступки должнику, чем первичный кредитор. Хотя конешно могут быть и исключения. Особенно выгодным для должника является уступка прав по кредиту с дисконтом на лицо, связанное с должником, что позволяет отложить во времени необходимость погашения остатка по кредиту.
Как видим, казалось бы все задействованые участники должны быть удовлетворены реализацией такого инструмента как уступка прав по кредиту, но реалии говорят, что не все так гладко.
Для понимания проблематики, касающейся уступки прав по кредиту, в частности, требований к покупателям таких прав, в этой публикации мы проанализируем разные аспекты (регуляторный, налоговый) этого вопроса.
Регуляторный аспект
Законы Украины (в частности, Гражданский кодекс) не устанавливает ограничений касательно того, кто может быть покупателем прав по кредиту. Такие ограничения отсутствуют и касательно лица должника, в отношении которого уступаются права.
Таким образом, законодательство не запрещает нефинансовым лицам покупать права по кредитам, например родственникам должника или связаным с ним юридическим лицам.
В то же время, на рынке уже давно сложился тренд – если права по кредиту уступаются с дисконтом, значит операция квалифицируется как факторинг. Такого мнения твердо придерживается налоговая (фискальная) служба, о чем пойдет речь далее.
Посколько банки не желают рисковать, следовательно дискуссия переходит в отношении того, кто может быть фактором, то есть покупателем прав по кредиту.
На сегодня фактором может быть:
— банк
— небанковское финансовое учреждение, видом деятельности которого согласно приложения к свидетельству о регистрации, является соответственно факторинг (или факторинговые компании).
С 2008 года и до последнего времени наиболее активным покупателем прав по кредитам выступали именно факторинговые компании. Есть и другие профессиональные участники рынка долгов, но сферу их применения ограничил. В то время как факторинговым компаниям Нацкомфинуслуг отменил последнюю преграду на пути к покупке крупных портфелей долгов физлиц (небезызвестное Распоряжение №231 от 03.04.09г.)
Отдельная история складывается с валютными кредитами. Здесь новому кредитору без валютной лицензии не обойтись. Позиция того же НБУ.
Налоговый аспект
Пока банки пытались расчистить балансы продавая портфели, а другие участники приценивались к новым покупкам долгов, все забыли о существовании наиболее увесистого игрока со своими интересами – налоговой (ныне фискальная) службе.
Именно этот игрок изменил казалось бы уже устовшиеся на рынке правила определения покупателей прав по кредитам. Позиция фискальной службы как никогда поразила наповал всех участников рынка своей непреклонной гибкостью в вопросе – кто может купить права по кредиту.
Сначала она заявила, что все кто не является финансовым учреждением не могут претендовать на столь высокое звание покупателей прав по кредитам. Причиной такого подхода являлся все тот же дисконт. Мол где дисконт, там и прибыль, а где прибыль с финресурсами, там и финансовый рынок, вот и бегите регистрируйтесь его участником.
И все кто успел продать права по кредитам не финучреждениям попали под саблю фискалов при внеплавновых проверках (причем как продавци так и покупатели). Фискалы на свой мотив дружно начали называть в своих актах проверок такие договора уступки никчёмными и доначислять налоговые обязательства банкам. Таких примеров можно много в судебном реестре насобирать – Кредобанк, Платинум Банк. Укрсоцбанк и т.д.
Но фискалам показалось этого мало и они решили еще больше изогнутся в стремлении наполнить бюджет. И следующим их ноу-хау стала позиция, что условия кредитного договора не могут менятся и поэтому новым кредитором может быть исключительно банк-резидент (кто же еще, собственно говоря), оградив от высокого звания покупателя также и факторинговые компании. В итоге рынок вернул заблудившиеся права по кредитам в родные пенаты – к банкам. Заменив факторинговые компании, они также начали покупать права по кредитам друг у друга с целью перепродажи за комиссионые.
Надо сказать, что фискалам не сильно улыбалась удача в судах с ихней непрогибаемой позицией в отношении сделок уступки. Но в последнее время это позиция начинает давать свои плоды (пример тому спор с Проминвестбанком).
Собственно к чему я это все клоню. А к тому, что может быть впервые в нашей стране интересы государства в лице фискального органа и должника совпали. Теперь они оба называют в судах сделки по уступке прав по кредитам банка-кредитора с покупателем незаконными, ничтожными, недействительными и т.д. И кто знает, может быть как раз фискальная служба, раз уж мешает бизнесу, поможет беззащитным должникам, а они ей.
Все, кто не понял намек (а если понял — тем более), спрашивайте, пишите письма, господа, нам интересно ваше мнение на страничке www.facebook.com/legaladv.
|
10
|
- 16:01 Комиссия по ценным бумагам и биржам США одобрила первые гибридные ETF на базе биткоина и Ethereum
- 11:09 В Украине рассматривают изменение регулятора крипторынка
- 21.12.2024
- 16:00 Около 80 000 жителей Финляндии получили тепло от биткоин-майнинга
- 14:03 Пенсионное страхование: С начала года украинцы добровольно уплатили более 44 миллионов (инфографика)
- 11:11 ЕС может потерять криптоинвесторов из-за исключения USDT Tether из листинга
- 10:04 НБУ за неделю продал наибольший объем валюты на межбанке с 2022 года
- 20.12.2024
- 17:27 Курс валют на вечер 20 декабря: на межбанке доллар и евро подорожали
- 15:30 Сможет ли Cardano обойти Solana в бычьем ралли? ChatGPT указывает на XYZ как на скрытого лидера
- 13:42 Нацбанк смягчает ряд валютных ограничений
- 12:06 Падение биткоина и подорожание ASIC для майнинга: что нового на крипторынке
Комментарии