Минфин - Курсы валют Украины

Установить
koshyl
Зарегистрирован:
9 февраля 2011

Последний раз был на сайте:
17 октября 2024 в 04:15
Подписчики (16):
70059242
Дмитрий Кожух
kakhakareli
кахабер карели
62 года, Тбилиси
indagame
IndaGame Games
34 года, Киев
Nicksw
Nicksw
PSheva
Петр Шевченко
Киев
manola
manola
40 лет, Ровно
Lima
Lima
40 лет, Днепропетровск
VitaliyO
VitaliyO
maxnick
maxnick
pivasik
pivasik
sancho
sancho
киев
Zedd
Zedd
все подписчики
Андрей Кошиль — Украина. Земля. Инвестиции.
президент Ассоциации «Земельный союз Украины»
14 марта 2011, 21:26

Искушение землей

Нельзя всё раздать всем.
Потому что всех много, а всего мало.


Один из излюбленных вопросов СМИ, политиков, политологов, экономистов, аналитиков, да и простых граждан, звучит приблизительно так: почему Украина, имея огромный потенциал, так и не смогла реализовать его за 20 лет независимости?

Рискну предположить, что сегодняшнее плачевное экономическое состояние Украины, высокий уровень коррупции, «дырявые» местные бюджеты и множество социальных проблем связаны с «аттракционом невиданной щедрости» нашего государства – бесплатной раздачей земли.

Статьи 118 и 121 Земельного кодекса Украины предусматривают легальную возможность любому гражданину страны получить от 10 до 25 соток под застройку, 12 соток под садоводство, 10 соток под дачу, 2 гектара для ведения личного сельского хозяйства и тэ де, и тэ пэ.

БЕСПЛАТНО! ВСЕМ! И пусть никто не уйдет обиженным!

Кстати, уникальный случай в мировой практике.

 И что тут плохого? Казалось бы, держава хоть в чем-то действительно бескорыстно помогла гражданам — создала условия для индивидуального строительства, фермерства, садоводства. Но именно эти благие намерения государства превратили жизнь простых граждан и ведение бизнеса в Украине в коррупционный ад.

На фундаменте бесплатной приватизации земли выросла система, пронизывающая всю страну – государственные органы, местное самоуправление и бизнес.

Уровень первый — раздача «бесплатных земель».

Этим занимаются органы местного самоуправления: городские, сельские и поселковые советы — в границах населенного пункта, а за границами — государственные администрации.

Любой гражданин (теоретически) может обратиться в местный совет или государственную администрацию с заявлением о выделении бесплатного участка в любой точке Украины. И ему эту землю могут ЗАКОННО дать. А могут так же ЗАКОННО отказать (ссылаясь на различные «веские» причины). Улавливаете суть?

Чиновник в администрации или глава сельсовета при поддержке нескольких депутатов САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАЮТ «казнить или помиловать» — «дать или не дать». Идеальная среда для коррупции. Причем судить этих людей можно только с точки зрения морали, ведь с точки зрения закона они чисты. Именно поэтому, когда в прессе появляются громкие разоблачения о раздаче очередным горсоветом ценнейших земель приближенным к депутатам людям или «подставным студентам», они, как правило, ничем и не заканчиваются – все в рамках закона.


Такая ситуация стимулирует приход во власть бизнесменов, которые рассматривают свое место в госадминистрации или депутатский мандат как бизнес-проект. Купил место в партийном списке или портфель в администрации, а дальше уже крутись, как можешь, чтобы «отбить» вложения и получить прибыль. Поэтому так вяло занимаются советы и администрации социальными проблемами, наполнением местных бюджетов, культурой и образованием – для большинства депутатов и чиновников это непрофильная деятельность.

Они пришли раздавать землю.

Уровень второй — оформление земель.

Естественно, наличие подобной легальной системы раздачи земли стимулировало появление целой инфраструктуры, обслуживающей этот элитный бизнес депутатов и чиновников. Органы архитектуры, экологии, санэпидемстанции, культурного наследия – те, кто согласовывает документацию по оформлению земельного участка, стали своего рода сборщиками «неофициальных налогов и пошлин» в этом бизнесе, а места руководителей таких служб — заветной мечтой местных политиков и бизнесменов.

Об органах земельных ресурсов стоит сказать отдельно – они оказалась в самом эпицентре этой, фигурально выражаясь, «раздачи слонов».

Профессия землеустроителя в советское время и на заре независимости Украины, хоть и была достаточно уважаемой, особой популярностью не пользовалась – платили мало, выучиться и работать сложно, а ответственность большая.

И вот, на фоне постепенного осознания, что земля — это ценный ресурс, и что его можно получить у доброго государства бесплатно (а органы земельных ресурсов играют в этом процессе одну из главных ролей!), землеустроители вдруг встали в один ряд с банкирами и владельцами крупного бизнеса.

Сегодня уже 33 украинских учебных заведения обучают этой специальности. Справедливости ради нужно отметить, что вожделенной мечтой, в данном случае, является не сама эта профессия, а должность в органах земельных ресурсов. Ведь с начала двухтысячных центральный орган земельных ресурсов с феерической быстротой меняет свои официальные названия, руководителей, постепенно превращаясь в коммерческую структуру под государственной вывеской.

И что особенно печально – практически каждый руководитель приводит с собой новую команду, меняя работников вплоть до низшего звена. Эта огромная текучесть кадров ведет к вымыванию опытных специалистов, снижению профессионализма, отсутствию преемственности в решениях и действиях.

Причина все та же – обслуживание процесса бесплатной раздачи земли.

Уровень третий — спекуляции землей.

Вершина айсберга – спекуляции землями, товаром, который стоит на рынке очень дорого, но его можно получить у государства бесплатно.

Конечно, для этого нужно иметь своих людей в советах/администрациях, согласовательных службах и органах земельных ресурсов или платить «неофициальные платежи» на всех этапах. Но затраты-то, особенно при наличии «своих людей» на нужных должностях, в разы меньше, чем стоимость продажи.

В 2005 – 2008 обычной была ситуация, когда «девелопер» вложив 100-200 долларов в оформление сотки земли в течение года продавал ту же сотку за 3000-5000 у.е. Выгодно, не так ли?

Причем, продавались десятки и сотни гектаров, а весь процесс, за исключением «неофициальных платежей» чиновникам, являлся и является легальным. Естественно, что при такой рентабельности и огромных заработках бизнесмены либо сами стремились стать депутатами и ключевыми чиновниками, либо финансировали назначение или избрание «своих» людей.

Конечно, такой легкий и сверхдоходный бизнес был гораздо интересней налаживания промышленного производства или рискованных инвестиций в сельское хозяйство. В эту нишу ринулись все: начиная от крупных предприятий и заканчивая рядовыми гражданами. Причем, зачастую покупка производилась за кредитные ресурсы. Пузырь надувался, пока не лопнул.

В итоге имеем слабую промышленность, неразвитое сельское хозяйство, проблемы с невозвращенными кредитами, и высокую коррупцию.

Как всегда, хочется спросить — кто виноват?

Бизнес и спекулянты? С моральной точки зрения — да. Не смогли устоять перед искушением, в которое ввело их государство. Но, на мой взгляд, вина государства больше. Нельзя создавать такую систему, единственным сдерживающим фактором в которой будут честность и порядочность граждан. Всегда найдутся люди, для которых более важным будет желание заработать.

И что же теперь делать?

Коренным образом менять систему бесплатной выдачи земли.

Ведь сейчас она совершенно не бесплатна и абсолютно не доступна для «обычного гражданина». Вы никогда не получите землю, если не заплатите взятку или не имеете родственника (знакомого, кума...) в органах, выделяющих землю. Это знают все.

Но, безусловно, для некоторых слоев населения механизм бесплатной приватизации должен сохраниться. Это — люди, годами имеющие дома, огороды, гаражи и другие индивидуальные объекты (я не имею в виду бизнес) – должны оформлять свою землю в размерах, не превышающих граничные нормы Земельного кодекса.

Должна сохраниться система и для определенных категорий граждан – инвалидов, малообеспеченных, молодых специалистов с ограничением по возможности продажи или другого отчуждения. Например, большими налогами в случае отчуждения в первые 10 лет с момента бесплатной приватизации – чтобы не было «серых схем» использующих эту возможность.

Для слаборазвитых и депрессивных регионов страны можно было бы сохранить систему полностью – то есть выдавать землю любому желающему, опять же с ограничением по отчуждению и с обязательством использовать по целевому назначению. Чтобы не брали «впрок». А если не участок не используется, должен быть механизм его возврата и выделения тому, кто в нем действительно нуждается.

Но, в любом случае, нельзя бесплатно раздавать землю всем.
Ведь всех много, а земли мало.
И она дорогая.

Просмотров: 1750, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии - 3

+
0
Dreamer
Dreamer
15 марта 2011, 2:20
#
«Коренным образом менять систему бесплатной выдачи земли.

Ведь сейчас она совершенно не бесплатна и абсолютно не доступна для «обычного гражданина». Вы никогда не получите землю, если не заплатите взятку или не имеете родственника (знакомого, кума...) в органах, выделяющих землю. Это знают все.»

Ну и где собственно ответ, как изменить именно это?
+
0
Zedd
Zedd
15 марта 2011, 10:58
#
По-моему далеко не каждый может воспользоваться своим правом…
+
0
okorn
okorn
18 марта 2011, 11:58
#
Злободневно, справедливо и искренне (чего не скажешь о предыдущих сообщениях автора).
Моих +3 балла за пост
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться