Украина определяется с налоговой политикой и формулировкой стратегии реформирования налоговой и таможенной систем. Почему предложение реформы «10−10−10» не вписывается в будущее, и кто должен дискутировать по поводу будущих налогов и пошлин, «Минфину» рассказал вице-президент ICC Ukraine Дмитрий Алексеенко.
Почему у концепции налоговой реформы «10-10-10» нет будущего
11 июля в помещении «Укринформа» был презентован опрос бизнеса, проведенный агентством «Info Sapiens» по заказу «Института экономического лидерства», о необходимости антикоррупционной налоговой реформы.
Цель презентации заключалась в возврате в информационное пространство дискуссии о концепции налоговой реформы «10−10−10». Интерпретация участниками результатов исследования вызывает сразу несколько важных вопросов.
Во-первых, ответы респондентов на основные аспекты налоговой реформы демонстрируют, что вопрос именно снижения налогов беспокоит предпринимателей меньше, чем необходимость упрощения администрирования бизнеса и вопрос детенизации. Для работы бизнеса важны, прежде всего, понятные правила игры, отсутствие коррупционных практик и удобство налоговой системы. Размеры налогов имеют значение только при соблюдении этих предварительных условий.
Источник: Исследование Info Sapiens
Во-вторых, выводы о поддержке бизнесом идеи реформы «10−10−10» не выглядят убедительными, учитывая, что только 16% респондентов ответили, что осведомлены об этой концепции налоговой реформы, а 40% — ответили, что они что-то слышали, но не уверены. Зато почти половина респондентов услышали о ней впервые.
Источник: Исследование Info Sapiens
Соответственно, цифры о поддержке концепции «10−10−10» можно назвать манипуляцией мнением предпринимателей, учитывая высокий уровень неосведомленности респондентов с сутью реформы. Интересно было бы получить комментарий социологической компании, каким образом 56% осведомленных о налоговой реформе «10−10−10» в предыдущем слайде (N= около 280 респондентов) превратились в следующем слайде в 62% (N=310) респондентов.
Источник: Исследование Info Sapiens
В-третьих, возникает вопрос, почему эта презентация была проведена именно сейчас?
Почему налоговая тема остается на пике
Дело в том, что мы должны сформулировать стратегию реформирования налоговой и таможенной систем, — это обязательство перед нашими партнерами.
6 июня 2023 года Президент Украины Владимир Зеленский пообещал радикальную налоговую реформу, которая будет реализована после войны. При этом он отметил, что налоговую реформу пока не вносят на рассмотрение, потому что идет война и существуют договоренности с Международным валютным фондом.
Обсуждая реалистичность реализации концепции «10−10−10», мы должны исходить именно из программы сотрудничества с Международным валютным фондом, а также теми обязательствами, которые Украина берет на себя, как кандидат в члены ЕС.
В п. 15 Меморандума МВФ-Украина четко отмечено, что «мы будем воздерживаться от любой налоговой политики и административных мер, которые могут негативно повлиять на базу налоговых поступлений в 2023 году и в дальнейшем, одновременно принимая меры, способствующие послевоенному восстановлению и вступлению в ЕС».
В рамках меморандума с МФВ Кабинет Министров до конца этого года должен разработать Национальную стратегию доходов (НСД), рассчитанную на 2024−2030 гг., которая будет включать «налоговые реформы, которые уравновесят потребность в обеспечении достаточной базы доходов с жизненно важной задачей создания условий для послевоенного восстановления и возобновления, включая столь необходимые инвестиции и развитие промышленности» (п. 24 Меморандума).
Необходимость НСД связана с высокой текущей зависимостью Украины от внешней помощи (около 50%) и необходимостью снизить ее в будущем.
То есть именно сейчас происходит формирование нашей налоговой политики на период до 2030 года.
Также 29 июня Совет исполнительных директоров МВФ утвердил первый пересмотр программы расширенного финансирования для Украины, рассчитанной на 4 года (2023−2027 гг.). В этом пересмотре появился новый структурный маяк, предусматривающий обязательство нашего государства до октября 2023 г. «подготовить стратегию реформирования Государственной налоговой и Государственной таможенной служб (как часть Национальной стратегии доходов)».
Почему «10−10−10» не может взлететь
Предлагаемая концепция налоговой реформы «10−10−10» не отвечает нашим обязательствам перед МВФ и статусу кандидата в члены ЕС, поскольку в условиях резкого спада поступлений (снижение НДС в 2 раза, НДФЛ с 18 до 10%, отказ от ЕСВ и 10% налог на прибыль) не предлагает никаких качественных расчетов компенсаторов этого понижения.
Упоминание участниками презентации опыта Болгарии, которая внедрила в 2007—2008 гг. единый налог 10% на прибыль предприятий и доходы физических лиц, не выдерживает критики. Болгария именно в 2007 г. вступила в Европейский Союз (с 2004 г. Болгария является членом НАТО), и главным компенсатором в данном случае стали прямые иностранные инвестиции (9 млрд евро, или 11% ВВП). Поэтому соответствующее расширение налоговой базы происходило в результате роста экономической активности, как следствия вступления в ЕС. Теперь сравните эти условия с нашим государством, которое остается в состоянии активной фазы войны с рф и у которого, к сожалению, нет четко определенных сроков присоединения к НАТО и ЕС.
При всем этом, исходя из перспективы членства нашего государства в ЕС, мы должны учитывать Евродирективы, которые устанавливают общие принципы и рамки применения косвенных налогов — в частности, НДС, который координируется Еврокомиссией. В странах ЕС закреплена минимальная ставка НДС 15%, а средний показатель по экономическому блоку составляет 21%.
Ставки НДС в странах ЕС по состоянию на 2022 г.
Источник: Tax Foundation
Какими должны быть следующие шаги
Продолжение лоббирования налоговой концепции «10−10−10» политиками и чиновниками наводит на мысль, что у нее есть конкретные бенефициары. Прежде всего, это может быть крупный бизнес (финансово-промышленные группы), заинтересованный в снижении налога на прибыль и НДС до 10%.
«Компенсатором» поступлений в данном случае выступит малый и средний бизнес, у которого теперь есть возможность работать на упрощенной системе и платить фиксированную ставку с оборота.
Дискуссия относительно налоговой реформы должна продолжаться, и сейчас уникальная возможность установить справедливый уровень налогов, который будет способствовать, прежде всего, увеличению уровня доходов населения, а не ослаблять налоговую нагрузку на крупный бизнес или отдельные отрасли, лоббирующие снижение налога на прибыль.
Также мы должны обсуждать инициативы в налоговой политике, которые будут способствовать привлечению прямых внешних инвестиций. Для этого нужно изучать опыт стран Центральной и Восточной Европы, которые на пути и после вступления в ЕС смогли привлечь значительный объем частных инвестиций.
Настоящая дискуссия относительно налоговой реформы должна проходить с привлечением экспертных кругов, и с ответственным пониманием наших обязательств перед МВФ и перспективным членством в ЕС.
Комментарии - 50
далі - диференційована схема податку;
пдв базовий 20%, на продукти харчування 5%…
навіщо вигадувати велосипед, який вже існує…
Бо якщо поставити планку саме на рівні мінімальної зарплатні то кожна зайка зароблена копійка буде автоматом призводити до появи податків.
Что тут простого в ПДВ сначала ответь, не проще ли его отменить? Это очень круто разгрузит все сферы деятельности, и позволить уволить кучку-другую чинуш?
Хватит нести пургу про 70 тыс налоговиков…
По состоянию на 1 января 2023 года по
данным Минфина, численность работников:
— в Государственной налоговой службе, — 23,2 тыс чел.
— в Пенсионном фонде — 20,3 тыс чел.
Специально для «эксперта».
Представляешь, оказывается в нашей стране, количество чиновников, как в центральном аппарате так и на «местах» строго «регламентируется» законодательными актами.
А именно
КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ
ПОСТАНОВА
від 5 квітня 2014 р. № 85 Київ
Деякі питання затвердження граничної чисельності працівників апарату та територіальних органів центральних органів виконавчої влади, інших державних органів
Прем'єр-міністр України А.ЯЦЕНЮК Інд. 70
В редакции (№ 450) від 05.05.2023
ДПС — 23217
Держмитслужба — 10737
Національна поліція (без поліції охорони) — 138330
Пенсійний фонд України — 24098
Если ты «эксперт» то оперируй официальными данными а не всякой «желтой „лабудой.
Но благодаря, ненавистному тебе, Президенту Зеленскому, уже в августе 2019 году, штат сотрудников составил — 28 252 !!!
Что творит это «зе -банда», это сколько дармоедов остались без коррупционных доходов.
Но самое интересное, что в 2013 году общая численность включая налоговою милицию — 21456 !!! человек. (и это с Крымом и частью оккупированных территорий)
Вспоминаю, как ты от радости надувал щеки в 2015 году когда яценюк двигал «рехформы» гос службы и нагло врал!!! о сокращении чиновников.
Так что, чиновников стало меньше??? Ты доволен ходом «рехформ» банды порошенко?
Ну и где там цифра о 70 тыс налоговиков,
что тебя так понесло умничать…
Пытаются народу повесить перед носом морковку как осла и идти дальше старой протоптанной дорогой.
Будущее Украины есть, только не с этими Слугами.
На протяжении четырех лет, банда порошенко, приняла (на смену старых) массу новых Законов, закрепив, за лояльными чиновниками, (те кто не раскачивает лодку) массу пожизненных «плюшек».
Но при этом — два основных Закона, которые являются основой коррупции и гарантируют чиновникам миллиардные доходы, оставила без изменения (внеся ряд незначительные изменения)
Вот эти «творения законодательной мысли» 2011 года — Налоговый Кодекс Украины и Таможенный Кодекс Украины.
А все остальное это «пиар -баляляйка», которую периодически публикуют, для поднятия авторитета среди «люмпен -електората» .
Ставки ПДВ у країнах ЄС станом на 2022 р.
Ніколи Мінфін не брехав, і от знов…
До того ж нагадаю що Велика Британія вийшла з ЕС у січні 2020 року, тобто в 2021 вона все одно вже не була в її складі.
Ну это так, к слову…
Vat Rates in Europe
Standard Value — Added Tax (VAT) Rates in European Union Member States and United Kingdom.
что переводится —
Ставки НДС в Европе
Стандартные ставки налога на добавленную стоимость (НДС) в государствах-членах Европейского Союза и Великобритании.
Так что — это твой комментарий …Малюнок з ПДВ брехливий: у 2022 році Велика Британія вже не була «in Europe»…? Так где была Британия???
И для справки, я уже давно «переводчиками» не пользуюсь, тем более яндексом.
Vat Rates in Europe
…
Ставки НДС в Европе
Ти сам процитував, чи не так? То з чим ти сперечаєшься, дурню?
И для справки, я уже давно «переводчиками» не пользуюсь, тем более яндексом.
Але перекладаючи слово Europe ти не бачишь розходження з тим що на малюнку не Європа. Ну-ну.
27 июля 2023, 13:15
#
Малюнок з ПДВ брехливий: у 2022 році Велика Британія вже не була «in Europe»
Так где Британия???
Велика Британія з 30 січня 2020 року не входить до тієї «Europe» яку багато хворих на толерантність европейців нетолератно називають Європою, тобто вона не є учасником ЄС.
До слова редакція нащастя толерантно переклала слово «Europe» та написала правильний термін «ЄС». Але щось я не бачу щоб ти десь докоряв їм що вони не дописали назву Великої Британії.
Added Tax (VAT) Rates in European Union Member States and United Kingdom
…в государствах-членах Европейского Союза и Великобритании.
Что говорит, о том, что автор сам акцентирует внимание на статусе государства Великобритания…
Саме це я і мав на увазі коли писав свій коментар. Але ж ти не вмієш читати, при тому що сам хамиш іншим і кажеш що вони не можуть щось прочитати
Что говорит, о том, что автор сам акцентирует внимание на статусе государства Великобритания…
Якби це було в заголовку — це б акцентувало увагу на включені Великобританії до неповного списку европейських країн. Але це підзаголовок який повністю змінює суть заголовку в якому написано «Європа», а на додачу там ще написано дрібним шрифтом що дані не за 2022, а за 2021 рік, що знов таки докорінно змінює суть. А у Мінфіна взагалі немає ніяких підзаголовків і вони тупо написали ЄС. Чуваче, прочитай уважно декілька раз.
… Как был ты хам так и остался!!!
Да и в украинском языке, при словосочетании декілька (числівник) (невелика, незначна кількість) со словом …раз… (уживається при лічбі в значенні кількісного числівника), соответственно пишется как и -…ДЕКІЛЬКА РАЗІВ…
Хорошего дня!
*** обурилось на вигадане хамство.
… Как был ты хам так и остался!!!
Иди под пивняком поищи собеседников и …кентов — чуваков…
Да и в украинском языке, при словосочетаниидекілька (числівник) (невелика, незначна кількість) со словом …раз… (уживається при лічбі в значенні кількісного числівника), соответственно пишется как и -…ДЕКІЛЬКА РАЗІВ
Для справки, у нас уже была «судебная реформа» в 2015 году банда порошенко приняла Закон «про судоустрій і статус суддів» С 2016 года бюджету Украины эта «рехформа» (без дополнительной нагрузки на пенсионный фонд) аж около 13 млрд гривен, по сравнению с 2 миллиардами 2012 года.
«Где тебе еще реформ не хватает?» — порошенко.
Підписуєш на 11 місяців з оплатою безготівково. Після 11 місяців прологнація автоматична ще на 11 місяців.
Нотаріально реєструвати не треба, арендар ФОП, отримує кошти на рахунок та платить податки, бо ФОПам можна до визначеного ліміту здавати без додаткових проблем.
Принаймні я так багато років орендував квартиру в Харкові, а потім ще півроку у Львові - спочатку на картку, потім з 2020 платив на IBAN, як ввели.