По данным исследования CBR, доля соприкасавшихся с аферистами в интернете уменьшилась с 27% до 20%. Уменьшилось и тех, кто отказывался от онлайн-покупки из-за страха быть обманутым, а самым популярным видом мошенничества стала неотправка оплаченного товара. Об этом говорится в исследовании OLX.
Украинцы стали реже сталкиваться с мошенничеством во время онлайн-шопинга — исследование
► Читайте «Минфин» в Instagram: главные новости об инвестициях и финансах
За прошлый год 65% людей, обратившихся в Службу поддержки OLX с жалобой на фишинг, не потеряли деньги благодаря постоянному информированию и обучению на платформе, собственной внимательности, знанию правил и своевременному обращению к специалистам. В 2021 году этот показатель был несколько ниже — 61%.
Кроме того, в OLX зафиксировали меньше обращений о просьбе предоплаты: 4 874 тысяч заявок против 6 000 в 2021 году. Количество зафиксированных случаев с попыткой обмануть продавца (то есть пользователь послал товар, однако средства не получил) тоже уменьшилось: 162 случая против 200 в 2021 году.
О росте образованности в сфере кибербезопасности свидетельствует и уменьшение обращений о попытке мошенничества за пределами платформы — количество таких случаев снизилось более чем вдвое в соответствии с 2021 годом.
Правила безопасных покупок в интернете
-
Не переводите коммуникацию в посторонние мессенджеры. В основном злоумышленники пытаются перенести общение из личного кабинета платформы в посторонние мессенджеры: Telegram, Viber, WhatsApp. Однако только в защищенных чатах самих площадок, типа OLX, предусмотрены все возможности для удобной и безопасной коммуникации.
-
Не переходите по подозрительным ссылкам и проверяйте их. Одно из «золотых» правил безопасного онлайн-шопинга — это игнорирование посторонних ссылок. Даже если в адресе сайта фигурирует OLX, есть подозрение, что это фишинговая копия, которая несет в себе угрозу. Скажем, вы введете свои личные и платежные данные на сайте фальшивке и перекажете свои средства мошенникам. Для этого важно проверять все ссылки на специальных платформах. К примеру, это можно сделать на странице safety.olx.ua.
-
Не соглашайтесь на предварительную оплату. Любые просьбы о предварительных платежах (затраты на доставку, резерв товара
и т. п. ) могут скрывать попытку мошенничества. Для этого оформляйте заказы исключительно на платформе OLX. Благодаря услуге OLX Доставка продавец получит оплату только после того, как покупатель заберет посылку в отделении перевозчика-партнера: «Новая почта», Укрпочта или Meest. -
Не делитесь личной информацией, паролями и кодами SMS. Любая конфиденциальная информация, например данные банковской карты, трехзначный код на ее обороте или пароли из SMS — это данные, которые ни в коем случае не следует сообщать другим. Если их спрашивает у вас по телефону якобы работник службы безопасности банка — это точно аферист, поскольку даже у банковских сотрудников нет полномочий запрашивать такую информацию.
Комментарии - 10
Причому як шахраїв покупців так і шахраїв продавців.
Жодної інформації про рейтинг чи то дату реєстрації покупця нема, як тільки він «відмовився» від товару, тобто підмінив його, олх відразу зачищає всі дані про нього.
З продавцями аналогічно, варто тільки забрати товар-всі дані відразу зачищаються, дома перевірив-а уже писати чи телефонувати нікому-олх все прибрав.
Варто зазначити що раніше ця інформація залишалась і після купівлі/продажу інформація про контрагента залишалася, ну схоже шахраї переконали ОЛХ, що відразу «кінці вводу» найкращий варіант, нема інфи про контрагента-і скаржитись нема на кого.
Благо (для мошенников) олх не предоставляет информации о самих отзывах и аккаунтах с которых они оставлены. Для продавца ситуация ещё хуже: «Поздравляем у Вас купил Наполеон, отправьте товар: г. Херсон Наполеону», кто тот «Наполеон», когда он зарегистрирован и какой у него рейтинг х.з.
В итоге с олх доставкой, продавец отправляет товар в никуда, не зная ни реальных данных покупателя ни его рейтинга, ни даже его аккаунта на том же олх. Есть только № тел, который можно купить на любом лотке за 10 грн.
В итоге у Вас в «олх доставке» написано Ваш телефон за 4000 грн купил Вася Пупкин 096ххххх, Вам нужно его отправить в Херсон, через неделю посылка возвращается: бо «Васе он не подошел», но в коробке вместо Вашего телефона поломанный или вообще просто похожий, Вы на сайт, а там сделка закрыта, и даже №тел продавца уже нет.
Вот так Вы «не рискуя», попали за 4000 грн, а «Вася» приобрел его по цене стартового пакета, и главное в схеме концов нет.
«фамилию и имя, номер телефона владельца карты«
На самом же деле это всего лишь то что ввел пользователь.
И с чего Вы взяли, что он вообще выбрал расчет картой?
Кидале куда удобней выбрать «оплата наличными при получении»,
благо олх пошел и тут мошенникам на встречу.
Камеры в случае с укрпочтой ничего не решают, там постоянно полно народа, подмена телефона в тех условиях дело просто элементарное, особенно если прийдешь с напарником/цей которая будет заговаривать зубы поштарке. Это очень распостраненная нынче схема, может Вы продавали просто то что трудно подменить, потому и не попадали.
Вы снова путаете, не оплата картой, а деньги будут Вам зачислены на карту,
как платить выбирает как раз покупатель, без Вашего ведома или желания, и ему ничего не мешает выбрать «оплата наличными при получении».